Евгения Иванова
Логоритмические пятиминутки как средство здоровьесбережения при работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Иванова Е. В., Карцева А. С.
МБДОУ ДС№57 «Радуга», г. Старый Оскол
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - особенная категория детей с особенностями развития, у которых при сохранном слухе и первично не нарушенном интеллекте наблюдаются стойкие значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Нашу группу компенсирующей направленности для детей с ТНР посещают дети 4-5 лет с общим недоразвитием речи, имеющие первый уровень речевого развития, алалией, дизартрией. Речевые нарушения проявляются у детей и со стороны иннервации речевого аппарата, и в целом как психическая функция. Вследствие этого наряду с особенностями развития остальных сторон речи наблюдается недостаточность темпо-ритмической организации речи, нарушения голоса (недостаточность голосовых модуляций, владения голосом, в тяжелых случаях дети вообще не умеют им пользоваться, нарушения речевого дыхания. Кроме этого, снижен уровень развития моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей).
Публикация «Логоритмические пятиминутки как средство здоровьесбережения при работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логоритмические занятия – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Эти компоненты могут сочетаться в разных комбинациях, тот или иной из них может преобладать. Также можно охарактеризовать логоритмику как систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Логоритмические упражнения помогают решать следующие задачи, направленные на коррекцию недостатков развития с опорой на сохранные функции, и направленные в целом на сохранение и восстановление общего (физического и психического) здоровья детей :
- активизация внимания и памяти;
- тренировка основных видов движений;
- развитие пространственной организации движений;
- ориентация в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса;
- развитие слухового и речеслухового восприятия;
- -развитие слухового внимания;
- развитие музыкального и фонематического слуха;
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики и пантомимики;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие голоса, его певческого диапазона;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций;
- развитие ловкости, силы, выносливости, плавности, воспитание правильной осанки, походки.
Мы включаем элементы логоритмики в музыкальные занятия в виде логоритмических пятиминуток. Преимущество этой формы работы заключается в том, что кратность занятий позволяет увеличить воздействие всех специалистов, участвующих в коррекционно-развивающей работе, а, соответственно, повысить продуктивность этой работы. Специально согласованные, адаптированные упражнения делают необязательным присутствие логопеда на этих пятиминутках, и музыкального руководителя на логопедических занятиях, соответственно.
Приведем примеры логоритмических упражнений, которые мы используем в работе с неговорящими детьми 4-5 лет.
1. «Воздушные шарики». Под музыкальное сопровождение глубокий вдох и выдох. Повышение тона – длительный вдох (шарики надуваются, понижение тона – длительный выдох (шарики сдуваются). В усложненном виде это упражнение предполагает выдох с пропеванием гласных по заданию педагога или по карточкам-символам.
2. «Звуковые дорожки». Пропевание звуков по специальным карточкам, обозначающим продолжительность, силу, высоту голоса.
3. «Покажи звук». Дети должны показать особенности музыкального звука, который музыкальный руководитель. Например, на одном из начальных этапов работы дети должны научиться различать звуки по высоте. Чтобы показать высоту звука используются приседания и наоборот вытягивания с подъемом рук. Для того, чтобы показать прерывистый высокий или низкий звук добавляются шаги и т. д.
4. Перекатывание мяча в парах под музыку. Педагог показывает и объясняет, что мяч нужно передавать на счет «раз». Первый ребенок толкает мяч от себя; на счет «два» второй ребенок ловит. На счет «три» второй ребенок толкает, на счет «четыре» первый ребенок ловит мяч. Когда движения будут разучены, упражнение выполняется под музыку со счетом, затем без него.
5. Игровые упражнения по развитию речи детей на основе фонетической ритмики на примере гласных звуков (используются для уточнения произношения гласных звуков, развитие речевого дыхания).
- Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.
- Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.
- Звук «У».
Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.
- Звук «Э».
Руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком. Интонация укора.
- Звук «И».
Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Интонация удивления и радости.
- Звук «Ы».
Руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»). Звук «Ы» произносится сердито.
6. «Сбор урожая» Игра позволяет отрабатывать поставленные звуки (автоматизировать и дифференцировать их, развивает звуковой анализ, способствует совершенствованию связной речи.
Ход игры: Ребята, нам сегодня необходимо собрать урожай яблок. Но для того чтобы их собрать нам нужно выполнить задание.
Варианты заданий:
• Собрать только те яблоки, в названии которых есть звук [К] (или любой другой, который необходимо автоматизировать).
• Собрать только те яблоки, в названии которых есть мягкий звук [Д] (или любой другой, который необходимо автоматизировать).
• Собрать яблоки в две корзины. В одну корзину сложить яблоки со звуком [Д], а в другую со звуком [Т] (или [К] - [К’] и т. д.).
• Собрать яблоки со звуком [А], определить позицию звука в слове. («В слове автобус звук [А] находится в начале слова» и т. д.).
7. подобные задачи решаются и в ходе игры «Варя и Вера»
Ход игры: Варя и Вера очень любят сладкие, сахарные арбузы. Сегодня Вера хочет кушать только те арбузы, в названии которых есть звук «Вь», а Варя — в которых есть звук «В».
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определит изменения личности на пути взросления. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ТНР. Мы считаем, что использование элементов логоритмики с индивидуальным подходом на фоне коллективной деятельности помогает закреплять знания, умения и навыки, приобретенные ранее, всесторонне развивать личность ребенка и в целом способствовать его оздоровлению.
Использованная литература:
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
2. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.
3. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.
6. Кузнецова Е. В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи»- м. : Издательство ГНОМ и Д, 2004г.
7. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
8. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.
9. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
10. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.
11. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.