Саидова Зарема Солтановна
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети дошкольного возраста, приходящие к нам в сад, не всегда хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Занятия проводятся с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей. Применение методов музыкотерапии в музыкальных занятиях для выравнивания психо-эмоциональной сферы у детей стало целью моей работы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Цель реализую в следующих задачах:
Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.
Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Для решения поставленных задач, я изменила форму построения музыкальных занятий, ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы. Занятия по музыкотерапии строятся по следующей схеме:
1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
3. Музыкальная релаксация.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях :
• Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
• Развитие у дошкольников эмоциональной сферы личности, творческой активности, культуры восприятия музыки.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, я в своей работе использую интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике. Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её необходимым оборудованием: телевизор, USB-флэш-накопитель с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.
Сегодня я решила провести очередную консультацию по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты с воспитателями старших групп Мадиной Магомедовной и Залиной Калсыновной, ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится именно воспитателям. Они являются активными организаторами, наставниками, руководителями. Вот почему успех моей работы во многом зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний.
Я познакомила их с программой по музыкальному развитию старшей возрастной группы, дала советы, как правильно разучивать тексты песен. Моя совместная работа с воспитателями построена на применении наглядного материала. Это даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять. Для таких маленьких воспитанников характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой, широко использую погружение детей в игры. На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Музыкотерапию мы используем не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики.
Упражнения по музыкотерапии для детей дошкольного возраста
1. Ритмическая игра «Зоопарк».
Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику,
В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродит медленно и неспешно, как слон, «плывёт» по комнате, словно лебедь, рычит, как лев, прыгает, будто кенгуру.
2. Сказкотерапия под музыку.
Придумайте или выберите готовую сказку, которая освещает нужный вам вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подберите музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям (см. терапевтическую игру «Понимаем свои эмоции»).
Разыграйте сказку вместе с ребёнком, стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.
3. Арт-игра «Мы вместе».
Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.
Включите музыку Гайдна или Шопена и предложите ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соедините изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объясните, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы не были.
Сохраните рисунок на будущее – некоторые дети охотно носят его с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.
4. Арт-игра «Смешной страх».
Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.
Включите «Симфонию 40» Моцарта и предложите ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ. Теперь смените музыку на «Шутка» Баха и дорисуйте пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь. При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо сжечь.
Я отметила, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо - эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.