ирина гончарова
Логоритмическая работа в структуре коррекции нарушений речи у детей со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмическая работа
в структуре коррекции нарушений речи
у детей со стертой дизартрией
В начале XX века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак – Далькроз (1865 – 1950).
Публикация «Логоритмическая работа в структуре коррекции нарушений речи у детей со стертой дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Логопедическая ритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, выразительности движений, внимания, восприятия, памяти. Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, развития орального праксиса, укрепление мимической мускулатуры, умения сочетать движения и речь.
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Бернштейна.
Целью логоритмической работы с детьми со стертой дизартрией является преодоление речевого нарушения путем развития чувства темпо – ритма речевых и неречевых движений.
Задачи работы с детьми со стертой дизартрией :
1. Регуляция мышечного тонуса.
2. Развитие координации.
3. Развитие пространственной организации движений.
4. Развитие ритма речевых и неречевых движений.
5. Согласование речи с движением.
6. Координация в работе дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата.
В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть
Ритмическая разминка
2. Основная часть
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Упражнения на развитие общей моторики
Упражнения на развитие мимических мышц
Упражнения на развитие дыхания
Упражнения на развитие чувства темпа и ритма
Упражнения на развитие координации речи с движением
Пение
3. Заключительная часть
Игра
В планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (овощи, фрукты, времена года, дикие, домашние животные и т. д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные игры. Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его взаимосвязаны и дополняют друг друга. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия
Успешность работы во многом зависит от ощущения радости, полученной на занятии. Очень важно, чтобы детям было интересно, и они ждали следующего занятия.
Дикие и домашние животные
Ритмическая разминка
Учитель – логопед предлагает детям послушать музыку и объясняет, что под одну музыку дети бегут парами, под другую – по одному.
Регуляция мышечного тонуса
Упражнение «Олени». Учитель - логопед : Представим себе, что мы олени. Вот такие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). И вы поднимите так руки! Напрягите руки (показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у оленя (логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). Нам трудно так держать руки. Быстро опустите руки.
Развитие общей моторики
Музыкальный руководитель играет пять разных мелодий, дети догадываются, какому зверю подходит каждая мелодия. Играет музыка и дети изображают: зайца, лису, медведя, кошку, собаку.
Развитие речевого дыхания
Дети стоят в кругу. Ведущий ребенок подходит к детям и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все мне верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяйте все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Учитель - логопед следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Развитие мимики
Учитель - логопед предлагает покормить воображаемую собачку Бобика: дадим ему мясо – он обрадуется (дети мимикой показывают радость, дадим перец – Бобик недоволен, дадим лимон – Бобик сморщился, дадим молоко – Бобик доволен.
Координация речи с движением
«Карусели». Дети образуют круг и, держась руками друг за друга, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле
(ходьба по кругу в медленном темпе)
Завертелись карусели,
(ходьба по кругу в умеренном темпе)
А потом кругом, кругом
(ходьба по кругу в быстром темпе)
Все бегом, бегом, бегом
(бег по кругу).
Распевка
«Лошадки» (Сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской)
Пение
«Песня белочек» (Сл. и муз. И. Якушиной)
Игра «Лиса и зайцы»
Дети сидят на стульях («зайцы»). Вне круга ставится стульчик (дом лисы). Дети закрывают глаза, логопед обходит круг, и тот, до кого он дотронется, становится «лисой». Дети говорят:
«Хитрая лиса, где ты, покажись,
Хитрая лиса, с нами покружись».
Дети кружатся под музыку, с окончанием музыки выбегает «лиса» и ловит «зайцев».