наталья петровская
Логопедическое занятие «Путешествие на остров правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие "Путешествие на остров правильной речи".
ЦЕЛЬ (НОД) :
• Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
• Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
• Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
• Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
• Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
• Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
• Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
• Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
• Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
• Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”
• Воспитание культуры межличностных отношений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Наглядный (пособия, картинки);
• Словесный (совместная речевая деятельность);
• Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
• Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: - логопедическая группа
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: - 8-10 человек
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.
2. Введение в тему занятия :
- Ребята, что это за звук?
- Ветер. Он все усиливается!
- Что это он принес?
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта! На карте обозначены острова, по пути которым должны проследовать и выполнить задания, которые Злой Пират оставил.
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? (Ответ детей).
Тогда в путь!
А на чем мы отправимся на острова? (Ответы детей).
- Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
Ребята, давайте построим корабль.
Дети строят корабль. Под музыку отправляемся на острова.
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика)
3. Мы приплыли на ОСТРОВ «РАЗМИНКА».
Но сначала вспомним:
- Мы видим буквы или звуки? (Ответы детей). (Буквы)
- Мы слышим звуки или буквы? (Ответы детей). (Звуки).
- Из чего состоит сказанное слово? (Ответы детей). (Из звуков).
- Из чего состоит написанное слово? (Ответы детей). (Из букв).
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок: Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
- Назовите мягкий согласный звук в слове почка. (Ответ детей). (Звук Ч).
- Какой твердый согласный звук есть в слове дерево? (Звук В).
- Назовите слово парк без звука К. (Пар)
- Назовите слово коса без звука К. (Оса).
- Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька? (Звук С).
- Назовите слово, противоположное по значению слову говорить. (Молчать).
- Назовите четвертое слово: птица – гнездо, человек - …. (дом).
- Назовите четвертое слово: ботинок – шнурок, пальто - …. (пугавица).
- Как называется время суток после дня? (вечер).
- Как называется время суток между утром и вечером? (День).
- Какой месяц между февралем и апрелем? (Март).
- Молодцы ребята, ответили на все вопросы Злого Пирата и получите первую букву «Ш»! Буква крепится на доске.
4. - Следующий остров - ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить вторую букву!
- Догадайтесь, кто она.
Она раскрыла почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает.
Движения полна,
Зовут её … (Весна).
- В каком месяце приходит весна? (В марте.)
- Какой месяц открывает тепло, землю красит первыми цветами? (Апрель.)
- Какие вы знаете первоцветы? (Фиалка, подснежник, мать-и-мачеха, ….)
- В какой месяц земля надевает свой лучший наряд? (Май.)
- Назовите названия перелетных птиц? (Ласточка, ….)
- Мы правильно отгадали загадки и получили вторую букву - К - .
Дети получают букву К. (Выставляется на доске)
5.- Следующий остров - ОСТРОВ РАССЫПАННЫХ СЛОВ.
Злой Пират приготовил два задание.
Первое задание - в течение минуты дети должны составить из букв слово одуванчик.
Логопед : Вам буквы выданы не зря.
Из них попробуйте, друзья,
Составить побыстрей
Словечко подлинней!
- Молодцы! Вы выполнили первое задание!
Второе задание – прочитайте только те буквы, которые находятся между согласными.
А, Ж, Ц, В, Р, Е, Н, Т, Б, Ы,К.
- Какое слово получится? (Цветы.)
- Весна – время цветов – очень красивых! Цветы приносят нам радость.
- Молодцы! Вы выполнили второе задание и получили букву… О!
Дети получают букву О. (Выставляется на доске.)
6. - Следующий остров – ОСТРОВ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ «НА ЛУЖАЙКЕ»
Дети по тексту выполняют движения.
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я даю задание вам:
Всё расставить по местам!
Со слогами нет тут лада …
Переставьте всё как надо!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Вы справились!
Дети получают букву Л (выставляется на доске)
А нам пора плыть дальше.
7. - Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы!
Дети получают букву А (выставляется на доске).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега.
- Наш корабль причалил к берегу.
- Что это? Сундук.
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
- Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ШКОЛА» (сундук открывается).
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему слова Школа.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
- Назовите первый звук – [Ш]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [О]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [Л]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите пятый звук – [А]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова Школа.
Логопед : - Ребята, посмотрите здесь письмо от Королевы острова Правильной речи и жителей этого острова - Звуковичков. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.
Итог занятия. Рефлексия.
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от жителей острова Красивой речи и их Королевы. Я благодарю вас. Спасибо!