Светлана Воробьева
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
подгруппового занятия по звукопроизношению
Дифференциация
звуков Л, ЛЬ
Составила и провела
Учитель – логопед
ГБОУ «Гимназия» №1542
Воробьева Светлана Юрьевна
Москва.
2016 год
Цель: учить детей дифференцировать звуки Л и ЛЬ в слогах, в словах, в
предложениях.
Задачи:
обучающие:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению „Дифференциация звуков [Л] и [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• формировать понятие «согласные звуки», уточнить особенности артикуляции звуков Л и ЛЬ;
• формировать навыки образования глаголов прошедшего времени единственного и множественного числа;
• пополнение словарного запаса.
коррекционные:
• закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ;
• закреплять навыки дифференциации звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.
развивающие:
• развивать мелкую и общую моторику;
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать внимание, память, мышление.
воспитательные:
• воспитывать самоконтроль за речью;
• воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
• воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.
Методические приемы:
• упражнения;
• игровая мотивация;
• игры;
• поощрения.
Материалы и оборудование:
• Предметные картинки: лапа, шляпа, лошадь, самолёт, луна, люк, лыжи, лист, лебедь;
• Картинки с животными: лиса, волк, лось, белка, косуля;
• Картинки с цветами: гладиолус, виола (анютины глазки, лотос, лилия, лютик, фиалка, василёк, клевер, колокольчик, ландыш.
• Магнитная азбука;
• Сенсорный столик с крупой;
• Камушки с наклеенными слогами
• Вазы (синяя и зелёная)
• Песня «Злая тучка»
• Магнитная доска
• Картинки с фруктами и ягодами
• Кастрюли 2 шт.
• Варенье 1 банка
• Леденцы на палочке 5 штук
Предварительная работа:
• Отработка упражнений мелкой и общей моторики.
• Выработка артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звуков Л и ЛЬ.
• Постановка звуков Л и ЛЬ.
• Автоматизация звуков Л и ЛЬ в слогах, словах, предложениях, текстах.
• Дифференциация звуков в слогах, словах.
Последующая работа:
• Дифференциация звуков Л и ЛЬ в связной речи.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Предоставить возможность детям самостоятельно определить тему занятия.
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к звукам, а вот к каким звукам, вы должны понять сами.
Я назову вам несколько слов, а вы определите и назовёте какой первый звук в этих словах : лапа, лужа, лодка.
- Какой первый звук (Л). Дайте определение звуку Л (согласный, твёрдый, звонкий).
Слова: лес, липа, люстра.
- Какой первый звук в этих словах (Ль). Дайте определение звуку. Ль (согласный, мягкий, звонкий).
Логопед: Дайте характеристику звуков.
- Звук Л - согласный, твердый, звонкий.
- Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: И цветовые сигналы у них разные.
Л – синий кружок.
ЛЬ – зеленый кружок.
2. Игра «Топни – хлопни» на развитие фонематического восприятия.
- Молодцы! А сейчас мы посмотрим, как вы умеете различать звуки Л и Ль на слух.
Когда вы услышите в словах звук Л – топаете, а услышите звук Ль – хлопаете.
Слова: люк, лодка, лебедь, ключ, пила, ласточка.
- Молодцы, справились! Посмотрите, у меня есть волшебный столик, внутри спрятаны камушки, а на них написаны слоги которые содержат мягкий или твердый звуки Л и Ль. Достаёте камушек, читаете слог и находите картинку, в названии которой есть этот слог.
Давайте вместе с вами произнесём эти слова, выделяя голосом найденные звуки :
Ла – лапа, ля – шляпа, ло – лошадь, лё – самолёт, лу – луна, лю – люк, лы – лыжи, ли – лист, ле – лебедь.
Ребята, какие звуки в этих словах? (Л, Ль).
Молодцы!
Отправляемся в путь. И мы попали в очень интересное место. А в какое, догадайтесь сами. В этом месте большое количество деревьев? ЛЕС!
А в лесу обитают различные животные. Мы с вами должны узнать их названия.
3. Игра «шифровка»
Я буду называть слова, вы определяете первый звук каждого слова, находите соответствующую букву и так мы с вами узнаем названия животных, которые тут живут.
Бинт, ель, лужа, капля, аист – БЕЛКА;
Лист, игра, санки, аптека – ЛИСА
Волна, озеро, лыжи, коза – ВОЛК
Луна, очки, синица, индюк – ЛОСИ
Кость, облако, сумка, улитка, лето, яма – КОСУЛЯ
Показать картинки животных.
Молодцы! И с этим заданием вы справились!
4. Физкультминутка (движения под музыку).
«Злую тучку наказали»
5. Игра «Собери букет».
Логопед: Ребята, посмотрите, какая красивая, цветочная поляна. Давайте соберём букет. Цветы, в названии которых есть звук Л – ставим в синюю вазу, а цветы в названии которых есть звук Ль – в зелёную вазу.
Картинки: гладиолус, виола (анютины глазки, лотос, лилия, лютик, фиалка, василёк, клевер, колокольчик.
Замечательные букеты у нас получились!
5. Игра «Собери урожай».
Логопед: Вот мы с вами и очутились в прекрасном саду. А в саду растёт чудо дерево.
Вам надо собрать фрукты и ягоды в названии которых есть звуки Л и Ль. Вы справились. 6. А теперь нам надо сварить варенье. Если мы сварим варенье из:
Сливы – сливовое;
Клубники – клубничное;
Яблока – яблочное;
Малины – малиновое;
Лимона – лимонное.
9. Игра «Сварим варенье».
Логопед: Ребята, а у нас уже готовы плита и кастрюли. Обратите внимание, на кастрюлях написаны цифры 2 и 3. Сейчас мы будем определять, сколько слогов в названии фрукта или ягоды и складывать в нужную кастрюлю. Если мы всё сделаем правильно, то нас ждёт приятный сюрприз (в кастрюлях баночки с вареньем).
III. Итоги занятия.
Логопед: Молодцы, ребята! Вспомним, чем мы сегодня занимались. Сегодня на занятии мы с вами различали на слух звуки Л и ЛЬ и старались их правильно произносить. Считаю, что с заданиями вы справились. Молодцы! До свидания.