Маргарита Рындина
Логопедическое занятие по развитию речи «Составление рассказа по мнемотаблице «Весна идет»
▼ Скачать +Заказ
Логопедическое занятие по развитию речи
Составление рассказа «Весна идет» .
Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Обучающие задачи:
1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
2. Совершенствовать грамматический строй речи
Публикация «Логопедическое занятие по развитию речи „Составление рассказа по мнемотаблице „Весна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
3. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
4. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи :
1. Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
4. Закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
5. Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
2. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование:
мнемотаблица «Весна»(разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, пингвинёнок.
Ход занятия:
Заходим и встаём полукругом.
Логопед : Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем нашим гостям хорошего настроения.
Молодцы, садитесь!
Сюрпризный момент:
- Ребята, посмотрите. Нам почтальон принёс письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
- Но письмо просто так не открыть, нужно потрудиться и отгадать загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети. Это время года — весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Давайте вспомним, какие весенние месяцы мы знаем.
Вот наше письмо и открылось…
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок Пин. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста? С уважением Пингвинёнок Пин».(появляется гость)
(Проблемная ситуация).
- Давайте вместе подумаем, и расскажем нашим пингвинам о весне?
- Ребята, пингвины живут в Антарктиде. Там всегда зима и очень холодно, а весны не бывает. Поэтому пингвины не знают что такое весна.
Давайте поговорим о весне.
- Как вы думаете что такое «весна»? (Это время года).
- После, какого времени года приходит весна?
- Какое время года вы ещё знаете?
- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины). (В презентации картинки, после ответов детей)
Ребята, Давайте разомнём наши пальчики и пингвин Пин послушает и посмотрит как вы выполняете пальчиковую гимнастику.
1. Пальчиковая гимнастика «Весна»
«Кап-кап-кап», - капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит. (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки, (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)
И на крышах талый снег. (Соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною (Разводим руки в стороны)
Это вызывает смех! (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)
Молодцы! А сейчас ребята поиграем со словом «весна».
2. Игра называется «Добавь словечко»
Например, послушайте как надо правильно ответить… Мы ждали что? весну.
• Пришла… что?
• Мы рады…чему?
• Мы встречали …что?
• Мы будем гулять… когда?
• Мы поём песни о … чём?
Ребята, мы немного засиделись. Давайте отдохнём.
3. Физминутка
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши)
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу, взявшись за руки)
Прилетело сто грачей
А сугробы тают, тают (дети медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на носочках вверх).
Садитесь!
4. Игра «Какая, какое?» (картинки в презентации)
Мы очень рады весне. Давайте подберём интересные слова о весне. Расскажите — какая бывает весна?
Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное, жёлтое, жаркое…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
Замечательные слова о весне сказали ребята!
5. Встанем в круг. Ребята, давайте скажем слова со словом «весенний» :
Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,
например: день (какой)— весенний день, погода (какая)— весенняя погода,
солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.
(Дети называют словосочетания.)
Садитесь ребята.
6. А сейчас, я буду задавать вам вопросы. А вы на них быстро отвечать. Игра называется «Блиц опрос».
Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов) (отвечаем полным предложением)
- Распускаются листочки или веточки?
- Порхают птички или жучки?
- Тает снежинка или дождинка?
- Журчат ручьи или грачи?
- Набухают почки или листочки?
- Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы?
- Трещит лёд или ручей?
- В лесу появляются сосульки или подснежники?
- Ребята, а скажите мне как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки (Это явление природы называется капель).
Молодцы, Пингвину Пину понравилось как вы играли.
7. Составление рассказа
Ребята Мы с вами сегодня узнали и говорили много о приметах весны, о том какая бывает весна.
- Давайте, расскажем пингвинёнку Пину - какая бывает весна?
- А для этого надо составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о весне своим друзьям в Антарктиде.
В этом нам поможет наши помощницы-таблицы. Она не одна, их много. Я буду их менять. И рассказы будут разные. Ребята, рассмотрите табличку о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.
У рассказа есть начало, середина и конец.
Рассказ по мнемотаблице «Весна № 1»
Наступила весна. Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тё плых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!
А сейчас я поменяю табличку. Тему рассказу вы уже знаете. Кто хочет составить рассказ?
Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 2.
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются проталинки. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
И Ещё одну табличку.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 3.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь. Люди снимают тёплую одежду и переодеваются в лёгкую. Дети пускают в ручейках кораблики. Появляется первая зеленая трава. Из под снега пробивается травка. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Появляется первая травка. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.
Молодец! По этой таблице составил рассказ. Пингвин Пин запомнил.
Рефлексия:
Логопед :
- Спасибо, ребята. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём пингвинятам и они по нашим рассказам узнают какое красивое время года – весна.
- А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
- Что нового и интересного вы узнали?
Дети рассказывают.
Логопед : Молодцы, ребята, вы все, без исключения, хорошо занимались. Мне понравилось как вы отвечали на вопросы. И составили интересные рассказы.