Таня Ильина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе
Воспитатель: Ильина Т. Н.
Тема: составление рассказа по мнемотаблице «Весна».
Цель: создать условия для развития умения детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Составление рассказа по мнемотаблице „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
1. Формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему; учить создавать книгу. Развивать умение различать и называть признаки времен года.
2. Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе и книге; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Оборудование: мольберт, мнемотаблица «Весна», иллюстрации, печатный текст рассказа, дырокол, лента, клей карандаш, картон.
Методы и приемы: мнемотаблица, вопросы, образец составления рассказа.
Активизация словаря: весна, приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеек, сосулька, птицы, скворец, скворечник.
Ход НОД:
Вводный этап
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, но при этом мы попросим наших гостей поприветствовать нас, повторяя за нами все слова и движения:
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем голову и руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (машем руками солнышку)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем руками из стороны в стороны)
Здравствуй, солнечный денек! (протягиваем руки вперёд)
Я живу в родном краю, (показываем на себя)
Всех я вас приветствую! (показываем на гостей и машем руками)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Запоминай-ка». Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, скворец, лужи.
- А сейчас проверим вашу внимательность, я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать полным ответом.
- Какие слова вы запомнили?
- К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова?
- Почему ручеёк, подснежник, скворец, лужи мы соотносим с весной?
- С какого звука начинается слово весна?
- Молодцы ребята, все верно.
- Ребята, сегодня мы с вами побудем писателями и составим рассказ о весне, и сделаем книжку о весне. (Дети поворачиваются лицом к гостям и приветствуют их стихом).
(Дети садятся на стульчики).
Играют в игру «Запоминай-ка».
Дети отвечают на вопросы полными ответами.
- Я запомнил слова: ручеек, подснежник, скворец, лужи.
- Эти слова мы можем отнести ко времени года – весна.
- Эти слова мы соотносим с весной, потому что это бывает только в это время года.
- Слово весна начинается со звука «в».
Основной этап
- Ребята, а помогут нам составить интересный рассказ о весне, таблица с картинками. Посмотрите на картинки и попробуйте составить предложения по схеме.
- Маша посмотри на первую картинку и расскажи, что на ней изображено.
Примеры составления предложений по мнемоквадратам:
Пришла весна. Ярко светит солнце. Тает снег. Бегут ручьи, появляются лужи. Дети надевают резиновые сапоги и пускают кораблики. На деревьях набухают почки, появляется трава. Просыпается медведь. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы – подснежники.
Составляем рассказ вместе. Воспитатель пересказывает. Затем пересказывают дети по желанию.
Физкульминутка «Речка голубая».
Если речка голубая (Сидя на стульчиках, наклоняемся, опускаем руки вниз, показываем реку)
Пробудилась ото сна, (Встаем, потягиваемся)
И бежит, в полях сверкая, (Бег на месте)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)
Если снег везде растаял (Наклон)
И трава в лесу видна, (Присели, показываем траву)
И поёт пичужек стая, (Встаем, машем руками, имитируя взмахи крыльев)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)
Если солнце разрумянит (Массажируем щёки)
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет, (Ладони кладутся на щёки, наклоны головы вправо, влево)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки)
- Ребята, как мы назовём наш рассказ? (Весна).
-Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти за столы, где мы с вами сделаем книгу о весне. (Перед детьми картинки с сюжетами из таблицы, клей, картон, салфетки).
- Посмотрите перед вами лежат такие же картинки как на нашей таблице. Разделимся на две команды, мальчики и девочки. Перед вами два стола. Сейчас вы эту картинку приклеите к картону, чтобы получилась страница с иллюстрацией. (Приклеиваем иллюстрацию к картону).
- Я вам раздам предложения соответствующие вашей картинке, но вы должны будете мне их назвать. (Дети называют предложение соответствующее картинке и наклеивают его).
- Теперь приклейте его в любой части своей странички книги.
- У каждой книги есть обложка. Она у нас уже готова (показываю детям обложку нашей книги). - Теперь мы должны по порядку скрепить все странички между собой. (Скрепляем между собой все странички степлером, дыроколом проделываем отверстия и связываем их между собой лентой).
- Вот и получилась у нас книга. Скажите, а где хранятся книги в нашей группе (на книжной полке). Правильно, давайте её туда поставим (ставим книгу на полку). Рассказывают по очереди, что изображено на каждой картинке.
- Весной ярко светит солнце.
Заключительный этап
- Ребята, кем мы с вами сегодня были?
- Что делали?
- Про что мы сочиняли рассказ?
- Какие признаки весны вы запомнили?
- Ещё, что мы сделали?
- Спасибо вам большое! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
- Мы сегодня были писателями.
Ответы детей:
- Сочиняли рассказ о весне.
- Становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы.
- Сделали книгу про весну. Приклеивали картинки с признаками весны.
Примерные иллюстрации:
Текст рассказа для книги:
Весна
Пришла весна.
Ярко светит солнце.
Тает снег.
Бегут ручьи, появляются лужи.
Дети надевают резиновые сапоги
и пускают кораблики.
На деревьях набухают почки,
появляется трава.
Просыпается медведь.
Из теплых краев возвращаются
перелетные птицы.
Просыпаются насекомые.
Весной появляются
первые цветы – подснежники.
Мнемотаблица