Урусова Алина Валерьевна
Логопедическое занятие по лексической теме «Животные Севера» в подготовительной группе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Задачи:
– обучающие:
Обобщать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
– развивающие:
Публикация «Логопедическое занятие по лексической теме „Животные Севера“ в подготовительной группе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;
развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;
развивать связную речь, активизировать словарь детей;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мышление, память.
– воспитательные:
Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;
воспитывать любознательность, инициативность.
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный.
Материалы к образовательной деятельности: глобус, магниты, картинки животных Севера.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением животных севера, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.
- Ребята! (захожу с конвертом в руках) Нам сегодня пришло письмо!
- Вам интересно узнать, кто нам его прислал?
- Тогда давайте я вам прочитаю письмо, а вы внимательно его послушайте.
Чтение письма:
«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал, что вы любите играть в игры. Приезжайте ко мне, я познакомлю вас со своими друзьями – животными севера и мы вместе поиграем. Моё имя вы узнаете, если сложите первые звуки каждой картинки, которые лежат в конверте. До встречи!»
-Как здорово, ребята! Нам нужно с вами определить первый звук каждого слова и тогда мы узнаем имя того, кто нам отправил это письмо.
- Готовы? * Дети определяют первые звуки в словах по картинкам: утюг, мышь, ключ, арбуз.
-Кто же написал это письмо?
- Правильно! Получается – «УМКА».
- Ну что, ребята, вы согласны отправиться в гости к медвежонку Умке?
- А вы запомнили, где живёт Умка?
- Умка живет на крайнем севере. Давайте на глобусе найдем север. Кто может показать? (Показывают на глобусе север).
- Ребята, а какая погода на севере?
- Там очень холодно, чтобы нам не замёрзнуть, давайте наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения).
- Молодцы! Вот теперь мы готовы отправиться в путешествие. А глобус наш непростой, он нам поможет переместиться на север. Давайте все вместе скажем волшебные слова, повторяйте за мной: «Как глобус покрутились и на севере очутились».
* На доску прикрепляю картину с северным полюсом и животными.
- Ребята, мы оказались с вами на крайнем севере. Смотрите, нас встречает Умка со своими друзьями! Давайте с ними поздороваемся. А вы знаете этих животных? Давайте назовем их.
- Животные хотят с нами поиграть.
- Для того чтобы узнать, кто же первым будет с нами играть, отгадайте загадку. Слушайте внимательно:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я зовусь
И на Севере живу.
(Белый медведь).
- Правильно! Белый медведь. Ребята, а Умка, спрашивает, знаете ли вы что-нибудь про белого медведя? Давайте расскажем Умке.
- Чем покрыто его тело? (белой, длинной, густой шерстью)
- А почему белому медведю не холодно на севере? (Толстый слой жира спасает от холода, может долго находиться в воде)
- Почему у медведя шерсть белого цвета? (Чтобы его незаметно было на снегу)
- А я знаю, что когда медведь охотится, он прикрывает лапой свой черный нос, чтобы его было совсем не видно.
- А чем питается белый медведь? (Питается медведь рыбой, тюленями, моржами.)
- Ребята, Умка говорит, что вы молодцы! Очень много знаете про белых медведей. Смотрите, какой Умка довольный. А теперь поиграем с ним в игру «Один – много».
1 стол. Белый медведь. Игра «Один – Много».
*Достаю искусственный снежный ком, чтобы передавать его по порядку. Показываю карточки животных.
(дети выполняют задание «один-много» 1 рыба, 3 рыбы, много рыб и т. д.).
- Молодцы! Мы справились! Теперь Умка предлагает нам продолжить наше путешествие по северу и познакомиться с его другом. Давайте будем передвигаться, как белые медведи.
2 стол. (Морж).
- Чтобы узнать имя друга Умки, надо собрать картинку. Для этого давайте разделимся на две команды – мальчики и девочки.
*Разрезная картинка моржа. Дети собирают картинки.
- Молодцы! Мы справились! Кто это? Получился морж.
-Умка интересуется, а что мы знаем про моржа, давайте расскажем Умке?
- Морж какой по размеру? (большой, толстый)
- У моржа, чем покрыто тело? (гладкой кожей, на ней нет волос, а под кожей толстый слой жира)
- Ребята, что еще есть у моржа? (ласты, клыки (бивни)
- А для чего ему нужны белые, длинные клыки? (моржи перекапывают морское дно в поисках пищи или прорубают во льду проруби)
- Чем питаются они? (моллюсками, креветками, некоторыми видами рыб)
- Молодцы говорит нам Умка! Как много вы знаете про моржей. А еще, ребята, у каждого животного есть семья, давайте вместе с вами, назовем семью моржа. (*вместе проговариваем)
Игра «Назови семью»
* Папа морж, мама моржиха, детёныш моржонок, детеныши моржата;
- Отлично! У других животных тоже есть семья, давайте назовем семью медведя и т. д. *передают снежный ком друг другу.
Папа медведь, мама медведица, детеныши медвежата
Папа олень, мама олениха, детеныши оленята.
Папа волк – мама волчица – детеныши волчата.
Папа полярный заяц, мама зайчиха, детеныши зайчата.
Папа тюлень, мама тюлениха, детеныши бельки.
Папа песец, мама полярная лиса, детеныши щенята.
Молодцы, ребята! Мы отлично справились!
- А теперь отправляемся дальше, и мы с вами будем передвигаться, как моржи.
3 стол. Северный олень. Игра «Какой? Какая?»
*На столе лежит мох.
- Ой! Ребята, что это такое? Давайте его потрогаем!
- Какой он на ощупь? Да, это мох. Кто им питается?
- Правильно, северный олень.
- Ребята, а вы знаете, чем еще питается северный олень? (корой, листьями, травами, почками, ветками.) Это животное травоядное.
- Давайте расскажем Умке про северного оленя? Он какой? (крупный, тяжелый, а высота достигает двух метров, выше, нас всех, ребята.
- Чем покрыто тело оленя? (густой серо-коричневой шерстью). Такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.
- Чем еще известен олень? (длинными, мощными рогами). Раз в год олень сбрасывает свои рога, и на их месте вырастают новые.
- Молодцы, все правильно! Умка предлагает поиграть нам в игру. Вы готовы? Игра называется «Какой? Какая?» Проговариваю про первого животного, по образцу.
Белый медведь (какой) – неуклюжий, большой, мохнатый …
Северный олень (какой) - крупный, рогатый, домашний.
Полярная сова (какая) - белая, хищная, быстрокрылая.
Песец (какой) – пушистый, проворный, длиннохвостый.
Пингвин (какой) - красивый, толстый, черный, мокрый, гладкий.
Морж (какой) - большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Тюлень (какой) - черный, блестящий, большой, мокрый
- Ребята, Вы не замерзли, давайте разомнемся?
Динамическая пауза «Животные севера»
Кто на севере живет? Хлопки руками
Кто там ест и кто там пьёт? Водят круговыми движениями рукой по животу и прикладывают руку ко рту.
Звери необычные к холоду привычные. Растираем руками тело.
Вот песец из норки смотрит, «бинокль»
Белый мишка важно ходит, «шагаем»
Ну, а морж как капитан покоряет океан, «Лодочка» двигаются вперед, плаваем
Гордый северный олень «рога»
грузы возит целый день. наклоны тела влево – вправо
- Согрелись? А нас ждет еще один северный друг Умки.
- Умка загадал нам загадку. Давайте вместе ее отгадаем?
4 стол. (Полярная сова). Игра «Чей, Чья?»
Хоть пушиста и бела,
Но не скажешь, что мила!
Ярко-жёлтые глазищи,
По ночам добычу ищут! (Полярная сова).
- Вы когда-нибудь видели сову, которая белая, как снег? Это полярная сова!
- Ребята, чем покрыто тело совы? (пушистыми перьями, которые согревают её в очень холодное время)
- А какие когти у совы? (острые, длинные)
- Какие у нее глаза? (круглые, большие, желтого цвета)
- Чем она питается? (мелкими грызунами, леммингами, мелкими птицами) Полярная сова хищник.
Полярные совы имеют невероятное зрение и слух. Они могут увидеть или услышать свою добычу даже на большом расстоянии. И когда они бросаются на добычу, они делают это очень тихо, чтобы их жертва ничего не подозревала.
- А сейчас полярная сова хочет поиграть с вами в игру «Чей? Чья? Чьё?»
* Дети встают в круг и передают друг другу искусственный снежный ком.
Пример: (проговариваем вместе) Чьи уши у медведя? – медвежьи уши.
Чья голова у тюленя? – тюленья голова.
Чей хвост у волка? – волчий хвост.
Чьи рога у оленя? – оленьи рога.
Чьи уши у медведя? – медвежьи уши.
Чьи копыта у оленя? – оленьи копыта.
Чей хвост у песца? – песцовый хвост.
Чьи ласты у тюленя? – тюленьи ласты.
Чьи бивни у моржа? – моржовые бивни и т. д.
- Какие вы молодцы! Поиграли мы в разные игры, познакомились со всеми животными севера. Умке интересно узнать, понравилось вам у него в гостях?
Дети: Да.
-Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Нам пора попрощаться с Северным полюсом и Умкой. Как нам теперь вернуться в детский сад?
Давайте возьмем наш волшебный глобус и скажем заветные слова «Как глобус покрутились и в группе очутились». Закроем все глазки и очутимся в нашем детском саду.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Какие животные там живут?
-Что вам понравилось больше всего в путешествии?
- Что вы запомнили?
- Игры, которые нам предлагали животные, были сложные?