Мария Борисова
Логопедическое занятие «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного занятия по лексической теме «Насекомые», с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий, элементов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель: Обобщить и уточнить знания детей о насекомых, их строении, среде обитании, значении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• Уточнение и расширение представлений о насекомых, их внешнем виде и строении, образе жизни.
•. Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые» ( Существительные: бабочка, муравей, кузнечик, пчела, комар, муха, жук, кузнечик, таракан, паук, стрекоза. Прилагательные и причастия: дикое, полевое, луговое, домашнее, прыгающее, летающее. Глаголы: летает, прыгает, жужжит, ползает, стрекочет, и др.).
• Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие связной речи
• Развитие зрительного восприятия и внимания.
• Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
• Развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия).
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
• Воспитание коммуникативных умений и навыков.
Предварительная работа: рассматривание насекомых и беседа об их строении, где и как живут, полезные или вредные, на что похожи, чем питаются, как развиваются. Разучивание упражнений «Комарик», «Мотылёк», «Насекомые», глазодвигательной гимнастики.
Оборудование: презентация «Насекомые», лото «Насекомые», волшебные коврики (5 клеток, буквы, д/и «Ромашка».
Ход занятия.
1. Оргмомент. Какие насекомые спрятались на картинке?
2. «Волшебный поясок»
Перед детьми выкладываются картинки с насекомыми (8-10) в ряд. Педагог загадывает насекомое, а дети должны отгадать его, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».
3. Запомни, как расположены насекомые(5 картинок)
Разложи так же. Расскажи, где лежат картинки.
4. Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»
Со словами мы играем,
И слова мы удлиняем:
Стре-ко-за, за-за-за, (6 хлопков)
Му-ра-вей, вей-вей-вей. (6 хлопков)
Свер-чок, чок-чок (4 хлопка)
Ба-бо-чка, ка-ка-ка (6 хлопков) и т. д.
5. Измени по образцу.
Пчела – пчелиный, комар -, муравей -, и т. д.
6. Назови ласково.
Комар-комарик, стрекоза -, таракан -, жук -, пчела -, муха -, паук -, улитка -…
7. Глазодвигательная гимнастика «Комарик», «Мотылёк».
Комарик летает (вытягивают вперед правую руку, фокусируют взгляд на указательном пальце.
Летает, летает. Рисуют» в воздухе восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом)
Где сесть не знает:
З-з-з-з-з-з-з. (прикасаются пальцем к левой ладони - комар сел).
Хлоп! (хлопают правой ладонью по левой ладони).
«Мотылек».
Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»). Это расслабляющее движение необходимо выполнять после каждого упражнения.
8. Послушай предложения, расскажи, чего не бывает и как должно быть на самом деле.
Муравей живёт в улье. Бабочка стрекочет. Комар ловит птиц. Паук собирает нектар с цветков. Муха плетёт паутину. Шмели строят муравейник.
9. Скажи, кто как передвигается.
Муравей ползает, а бабочка… Гусеница ползает, а кузнечик… Бабочка летает, а улитка… Жук ползает, а стрекоза… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар… Таракан ползает, а стрекоза… Бабочка порхает, а муха…
10. Разучивание стихотворения по мнемокарте.
На лужайке у пенька,
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой,
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полёт,
Загудел, как самолёт.
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
До свидания спешу!
11. Слушание и пересказ.
Как паук плетёт паутину? Паук плетёт паутину с помощью специальных желёз. Они выделяют жидкость, которая при соприкосновении с воздухом превращается в шелковистую нить. Вытягивая нить, паук поддерживает её одной ногой. Садовый паук делает сначала большой квадрат из нити. Затем, двигаясь от центра к краю квадрата, он делает около тридцати стежков, напоминающих лучи.
12. Пальчиковая гимнастика «Жук», «Насекомые»
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок. (На каждый ударный слог соединяем подушечки пальцев)
Дружно пальчики считаем
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
13. Дидактическая игра «Ромашка»
Из букв слова «ромашка» нужно составить новые слова.
Распутай пословицу.
14. Рефлексия.
Логопед : «Вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего?»
Список литературы:
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников.
Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (конспекты к развивающим играм Воскобовича)
Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь!
Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.