Полякова Елена Николаевна
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие на тему :
«Обозначение мягкости согласных по средствам
Цель:
1. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных звуков (в произношении и на слух).
2. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами второго ряда.
Темочки:
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Формировать навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложения.
4. Активизировать словарный запас детей путем подбора слов-признаков и слов-действий.
5. Развивать мыслительные процессы сравнения и выделения.
6. Развивать зрительно-пространственную, временную ориентировку.
7. Воспитывать чувство уважения и тактичного отношения друг к другу.
Оборудование: индивидуальные зеркала, смайлики-настроения, сухой бассейн, разрезная картинка «Улитка» в конвертике у ребенка, предметные картинки для различения твердых и мягких звуков в словах, слоговая таблица, таблица со словами, в которых пропущены гласные буквы 2-го ряда, мешочек с крупой.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Какое у вас настроение? (показать смайлик)
Какое время года? Число? День недели? Какой день недели был вчера, будет послезавтра? (те, кто затрудняются, ориентируются по пальцам рук: большой – понедельник (первый, указательный – вторник (второй, среда – средний (по середине, безымянный – четверг (четвертый, пятница – мизинец (пятый, субботу и воскресенье дети запоминают легко.
2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика с применением сухого бассейна, оформление тетрадей.
Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне, наполненном фасолью:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слега пошевелить пальцами:
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы по шире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
3. Развитие зрительно-пространственной ориентировки, звуковой анализ.
Кто сегодня приполз к нам на занятие – узнаете, если правильно соберете разрезную картинку.
Какой вопрос зададим к слову «улитка»?
Игра.
Давайте подберем к слову «улитка» слова-признаки: улитка какая?
А теперь подберем слова-действия: улитка что делает?
Сколько слогов в слове «улитка»? Сколько гласных?
Назовите ударный гласный. Какой согласный в слове звучит мягко?
Зарисуйте слоговую схему, запишите слово буквами. Какую букву написали после буквы Л? В каком ряду она живет?
4. Сообщение темы.
Какие еще гласные буквы живут во 2-м ряду? (вспомнить, загибая пальцы на руке: 5 пальцев – 5 гласных). Что вы про них знаете? (обозначают 2 звука).
Сегодня на занятии узнаем еще об одной «работе» гласных 2-го ряда в слове.
Работаем с заданиями, которые принесла нам улитка.
5. Работа со слоговой таблицей.
Согласные очень любят ходить в гости к гласным буквам. Когда они собираются вместе, то получаются слоги. Прочитать слоги с гласными 1-го ряда, а затем с гласными 2-го ряда. Как звучат согласные рядом с гласными?
Вторая «работа» гласных заключается в том, что они обозначают мягкость согласных на письме.
Я кидаю вам мешочек и называю слоги с твердыми согласными звуками, а вы, возвращая мне мешочек, должны изменить слоги с твердыми согласными на слоги с мягкими согласными.
6. Работа со словами.
Рассмотрите предметные картинки. Какими звуками отличаются слова ЛУК – ЛЮК, зарисуйте звуковую схему этих слов. Запишите данные слова буквами. Какие гласные напишите после мягких согласных?
Аналогичная работа со словами РАД – РЯД, ОСЫ – ОСИ.
Продолжите мои предложения подходящими по смыслу словами:
Мама посадила (). На дороге кто-то открыл (). В дупле живут злые (). Дядя Петя чинил у телеги (). Дима купил билет в первый () и был этому очень ().
7. Развитие фонематического восприятия.
Улитка предлагает нам поработать волшебниками. Я называю слово, а вы превращаете его в другое слово, заменив первый твердый согласный звук на мягкий.
Слова: ВОЛ, МАЛ, ТОМА, ТУК, МЫШКА.
Запишите в тетрадь гласную 2-го ряда, которой обозначим мягкость согласного в слове.
8. Физминутка.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползет улитка. Одна ладошка накрывает другую – «улитка» медленно ползет по ковру.
Указательный и средние пальцы высовываются из-под ладошки.
Улитка ползет с высунутыми ножками.
9. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.
Следующая игра «Буквы сбежали».
Догадайтесь, какие слова написаны. Запишите их в тетрадь через запятую, вставляя пропущенные буквы:
Б*ЕЛКА, П*ЛА, ШЛ*ПА, КОТ*НОК, УТ*Г.
10. Работа над предложением.
Рассмотрите картинки. Какой вопрос зададим к картинке, которая находится слева от вас? (Что это? Катушка). Какой вопрос зададим к картинке, которая находится справа от вас? (Кто это? Девочка). Измените в слове катушка твердый звук [т] на мягкий и вы узнаете имя девочки (Катюшка).
Придумайте предложение с этими словами. Проводится анализ структуры предложения с составлением его схемы. При наличии времени предложение записывается в тетрадь.
11. Итог.
Какую работу в слове выполняют гласные 2-го ряда?
Улитка благодарит вас за работу. Посмотрите, как она весело улыбается. А какое настроение у вас? (Дети показывают смайлик).