Лариса Тищенко
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Коррекционно – развивающие:
развитие фонематического восприятия;
развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
2. Образовательные:
умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
Публикация «Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
умение ориентироваться в пространстве;
формирование навыков работы по инструкции.
3. Воспитательные:
воспитание интереса к учебе.
Оборудование:
рабочие тетради;
зеркала;
картинки с изображением птиц;
демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
таблица с буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Ученики стоят возле своих парт.)
Логопед : Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».
(Ученики выполняют задание.)
Логопед : Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
Ученики: Звуки [ч] и [ц].
Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв) : О каких буквах мы будем говорить на занятии?
Ученики: О буквах Ч и Ц.
2. Работа с зеркалами.
Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава : [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’].
Логопед : Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].
(Ученики выполняют задания.)
Различие [Ч] [Ц]
кончик языка
губы вытянуты
струя воздуха
у верхних альвеол
в трубочку
теплая
у нижних зубов
улыбаются
холодная
3. Соотношение звуков с буквами.
Логопед : Ребята, послушайте стихотворения:
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц :
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Логопед : Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?
Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.
Логопед : А верхний элемент у буквы Ч?
Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед : Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.
Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.
(Ученики выполняют задания.)
5. Дидактическая игра «Курица».
Игра направлена на развитие зрительного восприятия.
Логопед : Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».
Ученики: Это курица.
Логопед : Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.
Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ
Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.
- Какое слово у вас получилось?
Ученики: Цыпленочек.
Логопед : Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?
Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.
Логопед : Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.
(Ученики выполняют задание.)
6. Физкультурная минутка.
Логопед : Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. ( Произносят: ха-ха-ха.
Логопед : Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?
Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.
(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)
7. Шифровка слов.
Логопед : Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.
В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.
8. Игра «Большой-маленький».
Логопед : Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).
Большая синица говорит:
Кольцо
Крыльцо
Курица
Яйцо
Птенец
А маленькая синичка говорит:
– колечко
-O-
-O-
Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.
Логопед : Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?
Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.
Логопед : А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.
9. Повтори за мной.
Логопед : Сейчас я буду вам читать чистоговорки, а вы будите за мной их повторять.
Ца-ца-ца – курица.
Чи-чи-чи – грачи.
Ча-ча-ча – чайка.
Цы-цы-цы – цыпленок.
Чи-чи-чи – чижи.
10. Итог занятия.
Логопед : Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?
(Ученики отвечают на вопросы.)
Список используемой литературы:
Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
Пименова Т. И. Выговаривать хочу. Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.