Надежда Соснова
Логопедическое занятие (лексико-грамматическое). Тема «Зима».
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : Лексико-грамматическое
Тема : «Приключения со снежной Королевой»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
2. Совершенствовать грамматический строй и связную речь, навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление
2. Формировать умение дифференцировать речевой вдох и выдох
3. Развивать моторику
4. Развивать координацию речи с движением
Публикация «Логопедическое занятие (лексико-грамматическое), Тема „Зима“,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать доброжелательность, инициативность, ответственность.
Оборудование: проектор, экран, магнитная доска, схемы, презентация, музыка, фонограмма вьюги, стаканы и коктейльные трубочки, картинки
Ход занятия:
1. Организационный момент
Укрепление эмоционального контакта, мобилизирующий этап.
Дети входят в зал. Звучит музыка «Посвящение»
1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть! (Становлюсь в круг с детьми). Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения.
Дети делают вдох и выдох.
Ребята, что мы делаем, когда встречаемся?
Здороваемся.
Давайте поиграем в игру «Здравствуй» (по стихотворению Т. Сикачевой)
Я здороваюсь везде – дома, в детсаду, на улице (кивок головой)
Даже здравствуй говорю я соседской курице (показать «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (показать солнце)
Здравствуй, небо голубое! (показать небо)
Здравствуй, зимний ветерок! (показать «ветерок»)
Здравствуй, беленький снежок! (присесть)
Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (жест влево, вправо)
Нам здороваться не лень! (развести обе руки в стороны)
2. Введение в тему.
Проходите, садитесь на места и послушайте загадку.
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом – все покрыла серебром.
Как вы думаете, о какой царице идет речь? (О зиме - слайд 1). Что за скакуны в этой тройке? (Зимние месяцы). Вспомните их названия. Отлично! Зима какая (Снежная, холодная, морозная, злая, веселая, студеная)
3. Основная часть.
-Ребята, кажется, мы получили видеописьмо. Проверим?
Холодно, пустынно, мертво! Северное сияние вспыхивает и горит так правильно, что можно с точностью рассчитать в какую минуту свет усилится и в какую ослабеет. Ребята, где мы? Посреди самой большой пустынной залы находится замерзшее озеро, посреди него трон. Снежной королевы.
Слайд 2. Снежная королева: Каждый год зимой вы встречаете новый год, но никто не вспоминает меня – Снежную Королеву. Поэтому я заколдовала Снегурочку. (Слайд 3). Чтобы ее расколдовать, надо выполнить мои задания. (Слайд 4)
Ребята, а ведь без Снегурочки мы не сможем встретить Новый год. Надо спасать ее. Вы готовы?
Слайд 5. Снежная королева: задание первое – надо отгадать мои загадки и скатать снежный ком из слов-родственников.
-Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. (Слайд 6 – лёд)
-Правильно, лед. Подыщите слова-родственники: ледяной, льдинка,ледышка, ледник, ледок, ледокол, ледышка. (Слайд 7)
Если задание вызывает затруднение, задать наводящие вопросы
лед – дворец снежной королевы –ледяной, весной на реке –ледоход, ласково-ледок.
Посмотрите из наших слов действительно получился снежный комок.
-С неба звезды падают, лягут на поля
Пусть под ними скроется черная земля. (Слайд 8– снег)
Если задание вызывает затруднение, задать наводящие вопросы
- снег- ласково снежок, ком из снега – снежный, и т. п.
Слова-родственники – снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегурочка. (Слайд 9)
Ребята, сколько стало комков?
-Кто без кисти и без краски зимой рисует сказки? (Слайд 10– мороз).
Слова-родственники – морозец, морозный, морозильник, морозище, заморозки, мороженое. (Слайд 11)
Если задание вызывает затруднение, задать наводящие вопросы
-мороз – ласково-морозец, зимой день какой –морозный, суровый мороз-морозище, сладкое – мороженое.
Кого мы собрали?
Молодцы, ребята! Посмотрите, кажется, Снегурочка уже оживает. (Слайд 12)
Дыхательное упражнение «Вьюга»
Звучит фонограмма зимней вьюги. (Слайд13)
Ребята, слышите, что это? А может это летний ветерок? (Нет, это песенка зимней вьюги). Давайте и мы с вами устроим метель. Возьмите стаканы. Левой рукой поднесите ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох носом и долго дуйте в стаканчик. Выдох плавный и сильный, щеки не раздуваются. (Под музыку Моцарта «40 симфония» дети выполняют упражнение).
Слайд 14. Снежная королева: С первым заданием вы справились, попробуйте со следующим заданием «Скажи наоборот». (На елке загораются огоньки)
Ребята, посмотрите, какая красивая елка. На ней надо найти такие игрушки, чтобы они отличались друг от друга по какому-либо признаку и рассказать. Например, шарик круглый, а шишка. овальная. (Яблоко большое, а орех маленький. Морковь оранжевая, а огурец зеленый. Сосулька стеклянная, а снежинка бумажная.)
Слайд 15. Снегурочка оживает.
Посмотрите на Снегурочку, мы справились с заданием. От Снежной королевы веет холодом, давайте погреемся.
Массаж мимической мускулатуры
Мы ладошки растираем Потереть ладошки рук
И лицо обогреваем Водят ладошками по щекам
Растираем лобик тоже, Поочередно каждой ладошкой
Теплым стать ему поможем проводят по лбу
Щечки надуваются Одновременно надувают обе щеки
Губки улыбаются Растянуть губы в улыбке
Подбородок разотрем обеими ладошками одновременно
растирают подбородок
Губки дружно пожуем Надавить верхними зубами на
нижнюю губу, затем наоборот
Здесь живет наш язычок,
Пусть погреется дружок пожевать язык передними зубами.
-Согрелись? Садитесь.
Слайд 16. Снежная Королева: А вот третье задание. Расскажите о зиме, начиная свое предложение со слова «Зимой …». На магнитной доске предметные картинки.
(«Зимой очень холодно. Зимой идет белый пушистый снег. Зимой замерзли реки. Зимой мы встречаем Новый год. Зимой мы катаемся на санках»)
Молодцы, ребята и с этим заданием мы справились.
Слайд 17. Снегурочка оживает
Физминутка.
-Ребята, вы сказали, что зимой холодно, а я научу вас греться.
Встаньте и слушай те меня:
Руки в кулачок сожмем Дети сжимают ладошки в кулачки
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем, Дуют на кулачки и
Все снежинки мы с них сдуем. ладошки разжимаются
Каждый пальчик мы возьмем, по очереди нажимают на пальцы
Сильно на него нажмем правой и левой руки
Слайд 18. Снежная королева: Мое последнее задание – я хочу послушать сказку.
Рассмотрите внимательно схемы. Вы помните сказку «Заюшкина избушка». Сейчас мы составим новую сказку. План сказки: 1. Герои сказки. 2. Из какого материала избушки? 3. Что случилось с домиком? 4. Кого встретили герои? 5. Кто и как помог героям? 6. Чем закончилась сказка.
Итог занятия
Включается светоэффект, музыка «Мой ласковый и нежный зверь». На слайде 19 появляется изображение Снегурочки. (Слайд 20 – салют). Выходит Снегурочка: «Ребята, вы спасли меня от колдовства Снежной королевы. Я дарю вам свои волшебные съедобные снежки и подарки. (Дарит детям зефир и раскраски).