Ольга Герасева
Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ТНР «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ТНР.
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Цель: Закрепить знания по теме: «Зимующие птицы» при обогащении активного словаря детей прилагательными.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Активизировать словарь детей по теме.
2. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
Публикация «Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ТНР „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
3. Закреплять навык образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде.
5. Упражнять в словоизменении существительных по падежам.
6. Закреплять навык образования сложных прилагательных.
7. Закреплять навык грамматически правильного оформления предложения.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать когнитивные функции: операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Развивать слуховое внимание и память.
3. Развивать фразовую, диалогическую речь.
4. Работать над изменением силы голоса, плавным речевым выдохом.
5. Работать над координацией речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать положительные личностные качества.
2. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
3. Воспитывать привычку здорового образа жизни посредством гимнастики для глаз.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть:
Приветствие, дыхательная гимнастика.
- Приветствую вас, мои друзья. Я очень рада вас видеть. (ответы детей)
- Какая сегодня погода замечательная, день морозный, ясный. Вы заметили, как хорошо дышится в такую погоду? Давайте подышим, словно мы на улице, глубоко вдыхая носом морозный воздух, а выдыхать будем через рот, как будто выпуская пар. (несколько глубоких вдохов и спокойных выдохов).
2. НОД:
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- Вы даже не представляете, ребята, что я обнаружила сегодня у себя в кабинете! Мне нужна ваша помощь. (перед детьми выставляются кормушка и скворечник) Помогите, пожалуйста, разобраться, что это?
- А самое главное – кому нужны эти предметы? (Птицам.) Когда они нужны? Зачем птицам нужны зимой кормушки? (Ответы детей)
- Ах вот оно что, именно поэтому к нам птицы и прилетели (картинки синицы, сороки, снегиря и скворца)
(Четвертый лишний)
- Кто это? Назовите птиц.
- Одна из этих птиц не прилетит на кормушку, догадались, кто? (Скворец)
- Верно, скворец оказался здесь четвертым лишним.
- Почему скворец не прилетит к кормушке? (ответы детей). Да, он – перелетная птица и зимой в наших краях его не встретишь. А весной скворец поселится где? (в скворечнике). Тогда я убираю скворечник до весны.
- Кто же будет прилетать к нам зимой на кормушку? (Зимой к нам на кормушку будет прилетать синица. И т. д.). Все эти птицы не перелетные, а какие? (ответы детей)
- Все правильно, эти птицы остаются на зиму в наших краях. Они зимуют с нами, и называются – ЗИМУЮЩИЕ. Теперь вы можете объяснить, почему их так называют? (ответы детей)
- А знаете ли вы, что кормушка – это столовая для птиц. Значит кормушка чья столовая? (Птичья)
- Кто делает птичьи столовые? Зачем?
- Зимующих птиц в России много, назовите тех, которых знаете? Это кто? (плакат зимующие птицы России: сова, дятел, синица, свиристель, снегирь, ворона, сорока, голубь, воробей). Все это зимующие птицы.
- Ласково как их назовем? (несколько птиц)
Сова - …
Голубь - …
Синица - …
Воробей - …
Снегирь - …
Галка - …
Каких из этих птиц не встретишь в городе? (словоизменение существительных в Р. п.)
Назовите птиц, которые живут в лесу. Их не встретишь в городе, потому что они лесные птицы.
- В городе не встретишь дятла. … совы.)
Игра «Птичье лакомство». (словоизменение существительных в Т. п.)
- Ребята, а что же любят есть птицы, чем мы их можем угостить? (ответы детей)
Логопед показывает блюдца с «угощением» для птиц: пшено, овес, хлеб, сало, горох. Вот это все для зимующих птиц настоящее лакомство – очень-очень вкусное. Такое угощение мы и будем каждый день класть в кормушку. Согласны?
Пшено – это чье лакомство? Птичье!
Пшено – птичье лакомство. Угостим птиц пшеном. (дети составляют предложения по аналогии)
Овес - это…
Хлеб - …и т. д.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
- Ребята, поправьте меня, если я скажу что-то неправильно:
Синица – зимующий птица.
У кормушки присел серый галка.
На кормушку прилетела большой ворона.
К кормушке подлетел голодная воробей.
Под кормушкой кружит длиннохвостый сорока.
Около кормушки летает крупная голубь.
Из кормушки вылетел красивая снегирь.
Физкультминутка «Снегири»
Снегири летят, грудки алые горят. (машут руками, прогибаются, выпячивая грудь)
Им на месте не сидится, (хлопают в ладоши)
хочется повеселиться, (наклоны влево-вправо)
Прыг — скок, прыг — скок,
С ветки на ветку, и на сучок. (прыжки на месте)
Прилетели пообедать, (машут руками)
а кругом лишь снег да снег. (правая рука ко лбу, «осматриваются»)
Хорошо, что им кормушку, (показывают «класс» правой и левой рукой)
Сделал добрый человек! (гладят себя по голове)
Угощайтесь кашкой, (вытягивают руки вперед с наклоном туловища,
красногрудые пташки! жест гостеприимства-угощения)
Игра «Пригласи птицу на кормушку» (образование сложных прилагательных)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Приглашение», пригласите любую птицу к нам на кормушку. Птица прилетит, когда мы назовем ее особенность. Вот послушайте.
- Это воробей, у него желтый рот. Значит он желторотый. Вот так я приглашу воробья: «Желторотый воробей, приглашаю тебя на кормушку». (макет птицы помещается в кормушку). Кого я пригласила? Какой воробей? Теперь вы пригласите любую птицу. (Дети приглашают красногрудого снегиря, белобокую сороку, желтобрюхую синицу, черноглазую ворону, сероголовую галку).
Ребята, птицы благодарят нас за угощение, послушайте. (включается аудиозапись голосов зимующих птиц: карканье вороны, чириканье воробья, тиньканье синицы, свист свиристели, стрекот сороки).
После каждого прослушивания уточняется у детей, узнали птицу? Например: «Это сорока, она стрекочет»
Подкрепились наши гости и хотят с нами поиграть.
Игра с использованием ИКТ на словоизменение существительных в Р. п.
«Какой птички не стало» (в программе Microsoft PowerPoint создано 5 слайдов, на 1-м изображение 7 зимующих птиц – воробей, сорока, ворона, синица, галка, снегирь, свиристель, на каждом последующем слайде одной из 7 птиц нет, детям нужно узнать, какой птицы нет)
- Поиграем в игру «Какой птички не стало». Вот 7 зимующих птиц, назовите их. (ответы детей)
Далее логопед «перелистывает» слайды после того, как дети ответили: «Не стало … сороки»
Гимнастика для глаз
(Логопед произносит слова, дети размеренно выполняют упражнения)
Птичка полетела вверх (поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Игра «Есть-нет» (согласование прилагательных с существительными в роде и падеже)
- Интересно, а хорошо ли вы знаете, чем отличаются зимующие птицы друг от друга? Давайте поиграем
У снегиря есть красная грудка, а у галки нет…
У сороки есть длинный хвост, а у воробья нет…
У дятла есть пестрое оперение, а у вороны нет …
У свиристеля есть красивый хохолок, а у голубя нет…
Заключительная часть занятия
- Да, птицам бывает трудно зимой согреться и прокормиться, поэтому … что нужно делать?
- Спасибо вам, ребята за помощь.
- Что вы мне сегодня помогли выяснить? (кому нужна зимой кормушка и для чего)
- А что вам запомнилось?
Отлично, сегодня на прогулку возьмем с собой угощение для зимующих птиц.