Евгения Пономарева
Логопедическое занятие для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие для детей старшей группы "В зоопарке"
Аннотация
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях увеличивается количество воспитанников с речевыми нарушениями. При нарушении произношения какого-либо звука, у ребёнка диагностируют фонетическое недоразвитие речи (ФНР). Причиной недоразвитости, является дефект в восприятии на слух и воспроизведении фонем.
Темочки:
При коррекционной работе, важно развивать фонематический слух детей, это позволит им намного лучше воспринимать на слух окончания слов, суффиксы, предлоги и сложные слоги. Это важный этап, так как становление фонематического восприятия, позволяет сформировать звуковой анализ. Поэтому профилактическая работа с детьми с использованием инновационных технологий, игровых методов и приемов, особенно актуальна.
Новизна предлагаемого материала заключается в использовании на занятии инновационных ИКТ технологий и логопедических сказок. В процессе занятия интегрируются образовательные области: социально – коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Интерактивное логопедическое занятие «В зоопарке» для детей средней группы (4-5 лет).
Предложенный материал может выступать как в роли коррекции речевых нарушений, так и применятся с целью профилактики во время речевых игр, логоминуток. Важно использовать внутренние ресурсы детей и запустить механизм самокоррекции, в игровой, непринужденной обстановке.
Занятие может быть рекомендовано учителям - логопедам, учителям - дефектологам для работы с детьми с ОНР, ФФНР, лексико-грамматическим недоразвитием речи, с системным недоразвитием речи. Также воспитателям с целью профилактики речевых нарушений.
Задачи
Образовательные: формировать кинестетический образ звука [С] (ощущения положения органов артикуляции); активизация словаря по теме «дикие животные»; учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Развивающие: совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух.
Коррекционные: устранять неправильный артикуляционный уклада звука [С]; преодолевать речевой негативизм.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к содержанию занятия; воспитание гуманного отношения к диким животным.
Словарная работа: лягушка, бегемот, змея, лошадь, слон.
Оборудование и материал: мультимедийная презентация, компьютер, предметные картинки с изображением диких животных, султанчики, аудиозапись «Паровозик чух-чух-чух».
Ход занятия
Организационно - мотивационный этап занятия
Цель: создание мотивации, настроить детей на занятие.
Учитель-логопед : Здравствуйте, ребята. Отгадай те загадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовем
И смотреть зверей идем? (Зоопарк)
Посмотрите на экран. Сегодня мы с вами посетим зоопарк.
2. Релаксация под аудиозапись «Животные зоопарка».
Логопед : Дети, послушайте и представьте, что мы в зоопарке. (Включает аудиозапись)
- Закроем глазки и послушаем.
Выключаем аудиозапись и глаза открываем.
Логопед : - Какие звуки вы услышали, кто издавал эти звуки?
Дети: Эти звуки издавали животные.
Логопед :- Каких животных вы узнали?
Педагог показывает изображения животных зоопарка на доске.
3. Речь с движениями: «Паровозик чух-чух-чух»
Учитель-логопед : Мы отправляемся в зоопарк, где будем не только рассказывать, но и показывать, что умеют делать животные зоопарка. Предлагаю вам сделать паровозик и отправиться на нём в зоопарк. (Звучит песня «Паровозик чух-чух-чух» в сопровождении музыки. Дети играют в подвижную игру «Паровозик»).
Основной этап занятия
Учитель-логопед : Уважаемые пассажиры, мы прибыли в зоопарк. Вы можете выйти из вагона и сесть на стульчики. Посмотрите на экран. Это зоопарк. Вы готовы встречать животных зоопарка? (Ответы детей).
(Небольшой рассказ) Зоопарк – то самое место, где люди могут увидеть настоящих диких животных. В зоопарке обитает множество самых разнообразных видов зверей, птиц, рептилий, пресмыкающихся и насекомых. Огромные террариумы с разными змеями, бассейны с животными севера, вольеры с песками и высокой температурой для переселенцев из жарких стран – и все это размещается в одном месте.
Учитель-логопед : Прибыла из жарких стран, там жила среди лиан и, за хвост на них повиснув, уплетала я банан.
Дети: Это - обезьяна.
Учитель-логопед : Большая обезьяна, а маленькая кто? (Обезьянка).
Учитель-логопед : В зоопарке я найду зверя этого в пруду. Если выйдет он на сушу, станет очень неуклюжим.
Дети: Это – бегемот.
Учитель-логопед : Большой бегемот, а маленький кто? (Бегемотик).
Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Учитель-логопед : Носом-шлангом великан моется, как в душе. Этот житель жарких стран всех крупней на суше. Кто же это такой большой, с длинным носом?
Дети: Это – слон.
Учитель-логопед : Правильно. Большой слон, а маленький кто? (Слоненок). Покажем, какой у слона хобот. (Упражнение «Хоботок»)
Учитель-логопед : Чемпионка в быстром беге, я порой вожу телеги. Дядя конюх мне принес воду, сено и овес.
Дети: Это – лошадь.
Учитель-логопед : Правильно. Мама - лошадь, а у нее есть маленький кто? (Жеребенок). (Упражнение «Лошадка»)
Учитель-логопед : Очень жарко в зоопарке, давайте освежимся и сделаем упражнение на дыхание «Ветерок» (дети дуют на султанчики).
Учитель-логопед : Я скачу по лужам важно. Там живу, где очень влажно. Посмотрите, какова – вся зеленая, ква-ква.
Дети: Лягушка.
Учитель-логопед : Молодцы, ребята. (Упражнение «Лягушка»)
Учитель-логопед : А мы идем дальше. Посмотрите, как дети весело играют (изображение играющих детей). И мы поиграем вместе с ними.
Физкультминутка «Обезьянки»
Возле пальмы на полянке
Скачут, скачут обезьянки
С ноги на ногу весь день,
Им скакать совсем не лень.
(прыжки с ноги на ногу)
Учитель-логопед : Ребята, мне нужна ваша помощь. Звери наследили по всем дорожкам парка и запутали меня. Не знаю где, чьи следы? Никого найти не могу.
Игра «Чьи Следы» (образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными)
Учитель-логопед : Выберите себе следы. Дети выбирают и встают около следов.
Учитель-логопед : Чьи ты выбрал следы?
Ребёнок – я выбрал заячьи следы.
Учитель-логопед : А,чьи ты выбрал следы?
Ребёнок – Я выбрал беличьи следы.
Учитель-логопед : Стас,чьи ты выбрал следы?
Ребёнок – Я выбрал волчьи следы.
Учитель-логопед : Саша,чьи ты выбрал следы?
Ребёнок – Я выбрал лисьи следы.
Учитель-логопед : Ребята, идите по тем следам, которые вы выбрали, а мы посмотрим, куда приведут вас эти следы.
Дети пошли по следам и остановились каждый у своего места.
Учитель-логопед : Куда тебя привели лисьи следы?
Ребё нок : Лисьи следы меня привели к лисьей норе.
Учитель-логопед : Куда тебя привели беличьи следы?
Ребё нок : Беличьи следы меня привели к дереву с беличьим дуплом.
Учитель-логопед : Куда тебя привели заячьи следы?
Ребё нок: заячьи следы меня привели к кусту.
Учитель-логопед : Куда тебя привели волчьи следы?
Ребё нок: Волчьи следы меня привели к волчьему логову.
Игра «Выдели звук в слове»
Учитель-логопед : Ребята, мы готовимся к школе и уже умеем различать звуки в слове. Вспомним, какие гласные звуки вы знаете.
Дети отвечают: А, о, у, и, э, ы.
Учитель-логопед : Посмотри на доску. Это кто?
Ребёнок – волк.
Учитель-логопед : Какой гласный звук в слове: волк?
Ребё нок: В слове волк один гласный звук о
Учитель-логопед : Это кто?
Ребёнок – лиса.
Учитель-логопед : Какие гласные звуки в слове: лиса?
Ребё нок: В слове лиса два гласный звука и, а.
Учитель-логопед : Это кто?
Ребёнок – мишка.
Логопед : Сколько гласных звуков в слове: мишка?
Ребё нок: В слове мишка два гласных звука: и, а
Учитель-логопед : Это кто?
Ребёнок – зайка.
Учитель-логопед : : Сколько гласных звуков в слове: зайка?
Ребё нок: В слове зайка два гласных звука а, а.
Учитель-логопед : К сожалению, ребята, уже поздно: пора возвращаться домой. Предлагаю попрощаться с животными зоопарка. До свидания! Мы возвращаемся в детский сад.
Звучит песня «Паровозик чух-чух-чух» в сопровождении музыки.
Итог занятия
Учитель-логопед : Где мы с вами были? (Ответы детей). Кого вы увидели в зоопарке? (Ответы).
- Выберите себе картинку с животным, и скажите кто у вас.
Если ребенок называет большое животное, учитель - логопед просит сказать, а как мы назовём маленькое и наоборот.
Учитель-логопед : Вам понравилось в зоопарке? Вы можете взять картинку животного себе на память. До свидания.
Литература
1. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
2. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007.