Лидия Кармадонова
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Звук [Р]. Путешествие на необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Звук [Р]. Путешествие на необитаемый остров»
Кармадонова Лидия Евгеньевна
учитель-логопед МКДОУ № 7 «Брусничка», г. Шелехов Иркутская область
Этап: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Цель:обогащать словарный запас детей по теме: «Морские животные».
Задачи.
1. Образовательные:
Публикация «Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста „Звук [Р], Путешествие на необитаемый остров“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- отрабатывать слоговую структуру трёхсложных слов со стечением согласных;
- закреплять практическое употребление в речи суффиксально-префиксальных глагольных форм;
- упражнять в чтении слогов-слияний, подборе родственных слов к слову РАК.
2. Коррекционные:
- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности при чтении слогов, слов;
- развивать фонематический слух, внимание, память;
- совершенствовать зрительный гнозис, мелкую моторику, координацию речи с движением, тактильную чувствительность, функцию обоняния.
3. Воспитательные:
- воспитывать вежливое и доброжелательное отношение друг к другу и ко всему живому;
- прививать интерес к изучаемому материалу.
Оборудование:аудиодиски, кукла Рома, обезьянка Рокки, артикуляционный профиль; оформление под остров, пальму, камушки, ракушки; морские животные, игрушки- виды транспорта, маленькие игрушки, «шифровки», карточка с фигурами Попельрейтера, слоговые таблицы.
Предварительная работа: заучивание стихотворения «Краб»
Ход занятия
I. Вводная часть
- Дети, сегодня нас встречает мальчик Рома: «Здравствуйте, дети».
Поздоровайтесь, пожмите ему руку. Рома показывает вам картинки в зеркало, назови их (рак, краб, рыбка)
- Какой звук встречается во всех словах? (Р)
- Рома предлагает нам совершить увлекательное путешествие на необитаемый остров и познакомиться с морскими обитателями.
II. Основная часть
1. – Давайте вспомним: какой звук [Р]? (согласный, звонкий; язычок находится за верхними зубами и слегка вибрирует).
2.- Итак, отправляемся в путешествие. Остров далеко. На чём же мы будем добираться? Рома очень торопится нам сказать, поэтому слоги у него путаются. Если мы правильно произнесём слово, то узнаем, - на чём нужно ехать: МАРШ-КА-РУТ, ЛЁТ-ВЕР-ТО, РАБЛЬ-КО (маршрутка, вертолёт, корабль).
- Давай покажем на слоговых табличках, сколько в каждом слове слогов.
- На маршрутке мы (что сделаем) ПОЕДЕМ, на вертолёте (что сделаем) ПОЛЕТИМ, на корабле (что сделаем) ПОПЛЫВЁМ.
- На маршрутке мы (что делали) – ЕХАЛИ, на вертолёте (что делали) – ЛЕТЕЛИ, на корабле (что делали) ПЛЫЛИ, и вот, наконец, мы добрались до острова.
3. –На острове нас встречает мартышка Рокки. Какой здесь замечательный морской воздух, и даже камушки и ракушки пахнут морем. Давайте понюхаем…
Рокки и Рома – добрые друзья и всегда говорят друг другу добрые слова. Какие словаони говорят друг другу утром? (Доброе утро!) А днём? (Добрый день!) А вечером? (Добрый вечер!)
4.-Рокки решил познакомить Рому с морем и морскими обитателями.
- Что мы видим на берегу моря? (ракушки, раковину)
- Какому слову родственники РАКУШКИ, РАКОВИНА? (Слову РАК)
- Почему? (Потому что у этих слов есть общая часть:РАК)
5. – А это кто? (Краб). Краб разговаривает с раком на своём языке. Ребята, а вы не сможете перевести их разговор?
Краб сказал однажды раку:
-Ты не лезь со мною в драку,
Ссориться нам не годится,
Лучше будет помириться.
6. - Краб ужасно любит загадывать загадки. Догадайтесь, кто изображён на карточке? (фигуры Попельрейтера: морской конёк, рыба, морская звезда, медуза)
Музыкально-динамическая пауза «Краб», №9 диск «Весёлая гимнастика»
7. – К раку и крабу из морских глубин выплыл их приятель – омар. Давай подарим им подарки, которых они никогда не видели. Что это? (Игрушки).
- Где находится звук [Р] в словах РАК, КРАБ, ОМАР? Покажите место звука [Р] на схеме слова.
- Что подарили раку?В названии игрушки звук [Р] должен находиться на том же месте, что и в названии морского обитателя. Только договоримся, что на вопросы будем отвечать полными предложениями и посчитаем, сколько слов в предложениях(Раку подарили робота).
- Крабу? (Крабу подарили пирамиду)
- Омару? (Омару подарили шар)
8. А вот плывёт морская разбойница – морская звезда. Она умеет только рычать: Р-Р-Р. Какой это звук? (Согласный, звонкий).
- А вокруг неё плавают мидии. Они умеют петь песенки, какие? (А, О, У, Ы, И). Какие это звуки(Гласные).
- Морская звезда ловит мидий, и тогда у них получаются красивые песни. (Дети соединяют шнурочком мидий с лучами морской звезды и читают слоги:РА, РО, РУ, РЫ, РИ).
9.– Пришла пора прощаться. Морская черепаха подарила нам в дорогу волшебные полоски с зашифрованными словами, чтобы нам не было скучно (Расшифровывание слов по первым звукам названий картинок)
III. Заключительная часть
- Обезьянка Рокки познакомила Рому и нас с морскими обитателями. Сегодня мы произносили много слов со звуком [Р]. Давайте ещё раз их вспомним.