Ольга
Логопедическое фронтальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста «Приход весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная логопедическая образовательная деятельность для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед : Сафонова Ольга Викторовна
ТЕМА ЗАНЯТИЯ : приход весны.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
Коррекционно-образовательные:
- тренировать навыки называть признаки весны;
- формировать навык употребления родительного падежа.
-закреплять навык образования им. сущ. множественного числа в именительном падеже.
Публикация «Логопедическое фронтальное занятие для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста „Приход весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-упражняться в навыке слухового сосредоточения на неречевых звуках (шумах).
Коррекционно-развивающие:
-развивать просодические характеристики голоса (силу, тембр, выразительность);
- развивать мышление и связную речь;
- уточнять и расширять словарь по данной теме;
тренировать навык дифференциации фонем [ш-с].
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
-воспитывать взаимопомощь.
Коммуникативные:
- формировать предпосылки функциональной грамотности в области коммуникативного развития.
Предварительная работа: выучить с детьми песенку-закличку «Жаворонки», пальчиковую игру-песенку «Цветочек», сделать видеозапись персонажей Весны и Зимы.
Оборудование: зеленая накидка на плечи, украшенная искусственными цветами, искусственный цветок на голову, детский костюм снегурочки, «волшебный сундучок» (коробка с крышкой, обклеенная декоративной бумагой, шесть картонных снежинок и шесть картонных листьев (на обратной стороне листьев приклеена липучка зеленого цвета, искусственное дерево на подставке со второй частью липучки, игрушка Жаворонок на подставке, телевизор, ноутбук, корзина с печеньем в виде птички (жаворонки, массажный мячик, логопедическая кукла Лягушка, указка, колючий мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент (звучит фонограмма трели жаворонка).
Логопед : Дети, сегодня у нас необычный гость. Послушаем его приветствие.
Логопед : Дети вы узнали эту птицу?
Ребенок: Это жаворонок.
Логопед : Это зимующая или перелетная птица?
Ребенок: Жаворонки – перелетные птицы. Осенью они стайками улетают на юг, а весной возвращаются к нам.
Логопед : Что мы знаем про этих птиц?
Ребенок: Считалось, что эти птицы приносят весну на своих крыльях, а люди, чтобы ускорить ее приход, поют жаворонкам песенки-заклички.
Логопед : Давайте и мы споем нашему Жаворонку такую песенку.
2. Развитие просодических характеристик голоса. Исполнение песенки-заклички Жаворонки (Дети встают вместе с логопедом в круг, в центре которого подставка с жаворонком, водят хоровод и поют песню без музыкального сопровождения) :
Жаворонки! Ноги тонки!
Прилетите к нам
Принесите нам
Весну-красну!
Нам зима-то надоела!
Весь хлебушек поела,
Всю кудельку перепряла.
Мы хотим, чтоб весна настала!
На экране появляется презентация с персонажем Весны-красны).
Логопед : Дети, давайте подойдем к экрану и посмотрим, кто это. Вы догадались?
Дети: Весна!
Весна : Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Весна-Красна!
Весна : Вы меня позвали, и я пришла. А что вы знаете обо мне?
Логопед : Давайте дети, расскажем весне, что мы о ней знаем. (на экране весенние фотографии, по каждой из них дети составляют по одному предложению).
3. Развитие связной речи : составление коллективного рассказа по картине.
(Примерные ответы детей) :
Весной светит яркое солнышко.
На снегу появляются первые проталины.
Возвращаются из теплых стран перелетные птицы.
и т. д.
4. Упражнения биоэнергопластики.
Логопед : А теперь, дети, предлагаю вам немного отдохнуть на весенней полянке. Прошу пройти на ковер. (Дети идут на ковер и выполняют упражнения биоэнергопластики).
4.1. Артикуляционная гимнастика: «Окно» - открываем- закрываем рот (выполняется с логокуклой, «Почешем наши губки» - легкое покусывание верхней и нижней губы (выполняется с логокуклой, «Качели» - поднятие языка вверх и опускание вниз (выполняется с логокуклой, «Клювики» - вытягивание губ вперед, затем в стороны на улыбке, затем нейтральное положение губ (выполняется без логокуклы, «Футболист» -касание острым языком попеременно то левой, то правой внутренней стороны щеки (выполняется без логокуклы, «Зрители» - высунутый вперед язык и поднятые вверх указательные пальцы переводим то вправо, то влево (выполняется с логокуклой).
4.2. Пальчиковая гимнастика: «Клювики» - пальцы соединить все вместе, затем большой палец отделить от всех остальных, затем вновь исходное положение, «Птички улетели» - ладони с собранными вместе пальцами повернуты вниз, на раз - собираем пальцы все вместе, на два ладонь раскрывается, на три – исходное положение, «Почешем наши ладошки» -согнутые в ладонях пальцы чешут ладонь, «Верх-вниз» -кисти рук поднимаем вверх и вниз, «Кулачки»- сжатие и разжатие кулачков.
4.3. Самомассаж лица: «Солнышко»- поглаживания, «Мальчик» - указательными пальцами волнообразные растирания, «Дождик» -вибрации пальцами. 5’
(Звучит фонограмма вьюги, на экране появляется Зимушка-Зима.)
Логопед : Ой, ребята! Что это происходит на нашем экране. Давайте подойдем и посмотрим.
Зима: Прогнала я вашу Весну-Красну! Не хочу уходить от вас! Хочу вечно царствовать!
Логопед : Дети, кто это?
Дети: Зима!
Логопед : Правильно! Это Зимушка-Зима не хочет от нас уходить.
Зима: Вот вам волшебный сундучок. Там снежинки. Если не превратите каждую снежинку в листик и не украсите этими листиками волшебное дерево, не видать вам Весны-Красны!
Логопед ( достает из декорированного сугроба сундучок: Давайте его откроем! Ой! На снежинках задание. Пусть дети отгадают звуковую весеннюю шифровку.
5. Развитие слухового сосредоточения на неречевых звуках.
(Звучит фонограмма журчания ручья, капающей воды, каркающих грачей, чирикающих воробьев, грозы, журчание пчел. Дети отгадывают эти звуки.)
6. Развитие лексико-грамматических категорий.
5.1. Речевая игра «Без чего не бывает весны» на тренировку употребления Р. п.
Логопед : Давайте встанем в круг и расскажем это, пользуясь мячиком.
(Возможные варианты ответов) :
Весны не бывает без луж.
Весны не бывает без ручейков.
Весны не бывает без проталин.
Весны не бывает без сосулек.
Весны не бывает без липких листочков.
Весны не бывает без цветов.
Весны не бывает без нежной травки.
Весны не бывает без цветущих садов. 30’
(Логопед снежинку кладет в сундучок, вынимает листик, ребенок прикрепляет его к дереву. Затем вынимает вторую снежинку и читает задание) :
Логопед : Пусть дети станут волшебниками и всего сделают много.
5.2. Речевя игра «Один-много» на тренировку образования мн. ч. в И. п.
(Дети садятся на стульчики. На экране открыта презентация с фотографией, где изображен один предмет, ребенок называет этот предмет ( н-р: была лужа, затем логопед дотрагивается указкой до экрана и одновременно переключает следующий слайд, этот же предмет появляется на экране во множественном числе. Ребенок говорит (а стали лужи). и т. д.
Варианты ответов детей :
Была проталина, стали проталины.
Была сосулька, стали сосульки.
Был ручей, а стали ручьи.
Был цветок мать-и-мачехи, а стали цветы мать-и-мачехи.
Была почка, а стали почки.
Был одуванчик, а стали одуванчики.
Была ветка сирени, а стали ветки сирени.
Был листочек, а стали листочки.
(Логопед кладет снежинку в сундучок, вынимает третий листочек, ребенок прикрепляет его к дереву. Затем берет четвертую снежинку и читает).
Логопед : Пусть дети отыщут все «весенние слова». Если слово имеет отношение к весне, хлопаем в ладоши, если к зиме – приседаем.
7. Подвижная игра «Найди весеннее слово».
(Логопед кладет снежинку в сундучок, вынимает четвертый листочек, ребенок прикрепляет его к дереву. Затем берет пятую снежинку и читает).
Логопед : Пусть дети вырастят цветочек.
8. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [с-ш]. Игра на портале Мерсибо «Аленький цветочек».
(Дети «поливают» цветочек по очереди либо из ведра с буквой Ш, либо из ведра с буквой С, в зависимости от того, с каким звуков звучит слово от диктора). Логопед убирает снежинку в сундучок, вынимает пятый листик, ребенок его прикрепляет к дереву. Затем логопед вынимает шестую последнюю снеижинку).
Логопед : Пусть дети споют цветочку песенку про него.
9. Пальчиковая игра «Цветочек».
Цветочек на клумбе растет и цветет (дети выставяют вперед руку, согнутую в локте, с растопыренными пальцами)
На солнышке греясь, гостей к себе ждет (дети выставляют чуть выше вторую руку с растопыренными пальцами).
К нему прибежал покачаться жучок (дети пальцами одной руки пробегают по предплечью другой)
Качает, качает его ветерок. (пальцы одной руки находятся на середине ладони другой руки, которая слегка раскачивается)
Попить сладкий сок прилетел мотылек (указательный и средний палец делают мелкие движения, имитируя крылья мотылька)
Качает, качает его ветерок (повторить предыдущее упражнение с раскачиванием руки)
За медом к цветку прилетела пчела (указательный палец делает вращательные движения, имитируя полет пчелы,
Чуть-чуть покачалась и мед собрала. (пальцы одной руки на середине ладони другой).
Но вот улетели пчела, мотылек, (движения-имитации пчелы и мотылька в обратном направлении от другой руки,
Жучок убежал и остался цветок (имитация жучка в обратном направлении).
На солнышке греясь, он будет стоять. (слегка вращательные движения ладонью с растопыренными пальцами,
А солнце зайдет, наш цветок ляжет спать (изображаем рукой заходящее солнышко и уснувший цветок)
10. Подведение итогов.
(Вновь звучит фонограмма прихода весны, Весна-Красна появляется на экране).
Весна-Красна : Спасибо ребята, что помогли мне вернуться и согревать землю. Вот вам за это от меня сладкий подарок. (протягивает на экране корзину с печеньем, дети благодарят весну).
Весна У меня много работы. Спешу отогревать землю, встречать птичек и будить зверей. (исчезает с экрана). Логопед (берет настоящую корзину с печеньями и раздает детям.)