Наталья Постных
Логопедический проект в ДОУ «Маленькие слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный
Длительность: долгосрочный – в течении учебного года
По содержанию: ребенок, семья, ДОУ.
Вид: групповой
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники:
• Учитель-логопед;
• Дети старшей группы с речевыми нарушениями;
• Родители воспитанников;
• Воспитатель.
Актуальность
Публикация «Логопедический проект в ДОУ „Маленькие слова“» размещена в разделах
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои желания и мысли. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Кроме того, одной из задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
Согласно этому, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
• непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. Дети нашего детского сада – не исключение. Все имеют речевые диагнозы – недоразвитие речи системного характера различной степени тяжести. К сожалению:
• не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
• многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гармоничном развитии.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания А. А. Леонтьева и Т. В. Ахутиной). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.
Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения ( например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение – «кладет в стол», но «лежит в столе»). Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами, выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с недоразвитием речи системного характера различной степени тяжести наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. Важна систематическая, целенаправленная, организованная работа по устранению имеющихся у детей грамматических нарушений.
Таким образом, данная тема является актуальной.
Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Маленькие слова», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.
Цель проекта : уточнить понимание детьми предлогов : «на», «под», «в», «из», «к», «от», «над», «с», «из-за», «из-под».
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Закреплять правильное употребление предлогов с существительными в разных падежах;
3. Закреплять умение детей составлять предложения по схеме и картинке;
4. Закреплять навык составление предложений с заданным предлогом;
5. Создавать предпосылки к обучению грамоте.
6. Развивать у детей потребность в общении как первейшем условии успешной деятельности.
7. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
8. Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
Планируемые результаты:
• Позитивные изменения в речи детей.
После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребёнка.
• Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений «Маленькие слова»).
Система педагогического мониторинга
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговый- в мае).
Цель диагностики - выявление навыков употребления предлогов у детей с речевыми нарушениями.
Обследование употребления предложных конструкций у детей проводится с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой (1999, О. Б. Иншаковой (1999, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко (1998, О. С. Яцель (2005,Е. А. Стребелева (2005).
При обследовании в качестве наглядного материала можно использовать реальные объекты, картинный материал, демонстрацию действий, действия по аналогии.
Обследование проводится в виде игры. Лингвистический материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями обследуемого с учетом онтогенетических закономерностей формирования системы словоизменения.
Этапы реализации проекта
Подготовительный предлагает этап (сентябрь)
• Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
• Подбор методического материала по заявленной теме.
• Проведение диагностики
• Подготовка наглядного материала.
• Разработка консультаций для родителей.
• Обсуждение с воспитателями результатов диагностики.
• Обсуждение необходимости совместной работы по устранению речевых недостатков у детей.
• Рекомендации по созданию игровых пособий по теме «предлоги».
Основной консультаций этап (Октябрь- апрель)
• Проведение подгрупповых занятий с детьми (в течение всего этапа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по заданной теме в течении месяца. По завершению темы, воспитанникам дается совместное задание с родителями для закрепления материала.
• Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»
• Составление конспектов подгрупповых занятий.
• Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)
• Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.
• Индивидуальное консультирование родителей по теме.
• Выставка «Рисуем и учимся. Маленькое слово» (дети с родителями)
• Создание обучающей презентации для детей «Маленькие слова» (слайды пополняются в процессе изучения тем).
Заключительный этап: (май)
• Родительское собрание «Чему мы научились?» (Подведение итогов за учебный год).
• Систематизация игр и упражнений по теме.