Любовь Паниковская
Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания
▼ Скачать + Заказать документы
«Логопедический массаж в комплексной системе
преодоления заикания»
В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.
Публикация «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Ведущие признаки заикания
1) Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном, лицевые судороги;
2) Расстройство общей моторики;
3) Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);
4) Нарушение эмоционально волевой сферы.
Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения. У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре, судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т. д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость наблюдались и в психо - эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.
Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся, а также опираясь на результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.
Так как: логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Цели логопедического массажа
1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;
2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы : дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т. д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.
В современной логопедической практике используются несколько видов массажа :
• дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
• точечный массаж;
• массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т. п.);
• самомассаж.
Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании : Е. В. Новикова «Зондовый массаж : коррекция звукопроизношения», Е. А. Дьякова «Логопедический массаж», Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И. В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа З. А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е. Е. Шевцовой и т. д.
Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей, мы будем использовать в своей работе следующие методики:
• «Логопедический массаж» О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева;
• «Артикуляционный массаж при заикании» Е. Е. Шевцовой;
• «Логопедический массаж при дизартрии» Е. Ф. Архиповой;
• «Точечный массаж при заикании» М. А. Поволяевой;
При наличии временной и технической возможностей лучше всего выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.
Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.
Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений, мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий. По степени тяжести дефекта, мы разделили детей на три подгруппы.
• группа детей с легкой степенью заикания;
• группа детей со средней степенью заикания;
• группа детей со средне – тяжелой и тяжёлой формами заикания.
Опираясь на тяжесть дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений, по необходимости будет меняться.
Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является :
• самомассаж, (проводится в детском саду с воспитателями и дома);
• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)
Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам
Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является :
• самомассаж (проводится в детском саду и дома);
• классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);
• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома);
Для детей с заиканием тяжелой (средне – тяжелой) степени тяжести:
• самомассаж, (проводится в детском саду и дома);
• классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);
• классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).
Методы и приёмы логопедического массажа при заикании
Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.
Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.
Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.
Как элемент релаксации, автор рекомендует начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и Татьяны Анатольевны Воробьевой.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе самомассаж проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
Точечный массаж БАТ (биологически активных точек) мы выполняем по методике М. А. Поволяевой.
В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.
При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.
Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны Архиповой
«Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.
Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения показывают, что эти методики являются эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической и общей мускулатуре, улучшилось психо - эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.
Спасибо за внимание!