Папки-передвижки

Логопедические упражнения для развития фонематического восприятия

Мишнева Дарья Евгеньевна
Логопедические упражнения для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия

Упражнения на узнавание неречевых звуков

Упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит»

Цель: Научить узнавать «звуки природы».

Оборудование: аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, пение птиц, весенняя капель, голоса разных животных).

Ход: Детям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук.

Примечание: Порекомендуйте родителям прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков, пусть они обсудят услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Для воспитателей эти же звуки слушать на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи.

Упражнение «Что за шум?»

Цель: учить узнавать «бытовые шумы».

Оборудование: предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).

Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т. д., дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.

Примечание: Порекомендуйте родителям вместе с ребенком послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Упражнения на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

Упражнение «Угадай по голосу!»

Цель: учить различать голоса.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети встают в круг, держась за руки; водящий - в центре круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, а потом останавливаются. Водящий идет в любом направлении. Пока не натолкнется на одного из детей. Тот должен назвать водящего по имени. Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Далеко – близко»

Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Оборудование: игрушечный котенок.

Ход:

Вариант 1: Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Вариант 2: Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".

Вариант 3: Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Упражнения на дифференциацию слогов

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.

Оборудование: не требуется.

Ход:

Вариант 1: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па па-ка-та

ка-на-па га-ба-да

фа-ха-ка ма-на-ва

ба-да-га ка-ва-ха и т. д.

Вариант 2: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-ба та-да

по-бо ка-га

пу-бу фа-ва

са-за шу-жу и т. д.

па-ба-па та-да-та ва-фа-ва

по-бо-по да-та-да фа-ва-фа

пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са

пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су и т. д.

Вариант 3: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

па-пя по-пё пу-пю пы-пи

ма-мя мо-мё му-мю мы-ми

ва-вя во-вё ву-вю вы-ви

та-тя то-тё ту-тю ты-ти и т. д.

Вариант 4: Педагог предлагает повторить серию слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа

та-пта на-фна ка-тка ка-пка

та-фта ма-кма на-кна та-кта и т. д.

Вариант 5: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы

кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны

фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы

тпа-тпо-тпу-тпы пна-пно-пну-пны

Вариант 6: Педагог предлагает повторить серию слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

пта-тпа кта-тка фта-тфа

пка-кпа фка-кфа хта-тха

фпа-пфа гда-дга вба-бва

Упражнение «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Ход: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па - ба, по -бо, пу - бу, па -па- па, ба- ба -ба.

Примечание: Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.

Упражнения на дифференциацию фонем

Упражнение «Общий звук»

Цель: учить выделять звук из потока других звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: Предложите детям найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку».

Упражнение «Подними сигнал»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом, а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т. д.

Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».

Упражнения на развитие звукового анализа слов

Упражнения на выделение гласного (согласного) звука из ряда других звуков

Упражнение «Глухой – звонкий»

Цель: научить различать глухие и звонкие согласные, предупреждение нарушений письма.

Оборудование: карточки.

Ход: Предварительно разобрать, что глухие согласные отличаются от звонких тем, что при произнесении последних используют голос.

Подготовить карточки с изображением уха (тихие - глухие) и барабана (громкие - звонкие) и карточки с изображением соответствующих букв (б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с).

Произносится ряд звуков: б б б п п б п б п б б п п п п б п. - ребёнок должен соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.

Упражнение «Найди звук»

Цель: учить выделять заданный звук.

Оборудование: не требуется.

Ход: Послушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинаковые звуки в слогах каждого ряда.

та - то - ту ка - ко - ку

па - по - пу ла - ло - лу

са - со - су ра - ро - ру

мо - то - по мы - ты - пы

ит - от - ут ак - ок - ук

ап - oп - уп ал- ол - ул

ас - ос - ус ар - ор - ур

ас - ап - ам ус - уп - ут

ос - oп - от ис - ип - ит

Упражнения на выделение слога с определенным звуком

Упражнение «Разноцветные мячики»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.

Ход: Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.

Упражнение «Наоборот»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.

Ход: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.

Упражнения на выделение из ряда слов слова с определенным звуком

Упражнение «Утки и окуни»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?»

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Оборудование: стихи.

Ход: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши, Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит, А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит, На, машина, чашку,

Шёпот по лесу шуршит. Ешь, машина, кашку.

Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке, на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Упражнения на определение последовательности, количества и местоположения звука в слове по отношению к другим звукам

Упражнение «Звуковая линейка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников и родителей «Зимние забавы»Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников и родителей «Зимние забавы» На свои занятия - индивидуальные и групповые, я приглашаю родителей. Кто-то весь год присутствует на них, кто-то один-два раза посещает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические упражнения для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 16:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические упражнения для развития фонематического восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Мишнева Дарья Евгеньевна (УИ 2946007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД