Мишнева Дарья Евгеньевна
Логопедические упражнения для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия
Упражнения на узнавание неречевых звуков
Упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит»
Цель: Научить узнавать «звуки природы».
Оборудование: аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, пение птиц, весенняя капель, голоса разных животных).
Ход: Детям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук.
Примечание: Порекомендуйте родителям прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков, пусть они обсудят услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.
Для воспитателей эти же звуки слушать на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи.
Упражнение «Что за шум?»
Цель: учить узнавать «бытовые шумы».
Оборудование: предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).
Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т. д., дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.
Примечание: Порекомендуйте родителям вместе с ребенком послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
Упражнения на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Упражнение «Угадай по голосу!»
Цель: учить различать голоса.
Оборудование: не требуется.
Ход: Дети встают в круг, держась за руки; водящий - в центре круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, а потом останавливаются. Водящий идет в любом направлении. Пока не натолкнется на одного из детей. Тот должен назвать водящего по имени. Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим.
Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.
Упражнение «Далеко – близко»
Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Оборудование: игрушечный котенок.
Ход:
Вариант 1: Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Вариант 2: Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".
Вариант 3: Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
Упражнения на дифференциацию слогов
Упражнение «Эхо»
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.
Оборудование: не требуется.
Ход:
Вариант 1: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
та-ка-па па-ка-та
ка-на-па га-ба-да
фа-ха-ка ма-на-ва
ба-да-га ка-ва-ха и т. д.
Вариант 2: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба та-да
по-бо ка-га
пу-бу фа-ва
са-за шу-жу и т. д.
па-ба-па та-да-та ва-фа-ва
по-бо-по да-та-да фа-ва-фа
пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са
пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су и т. д.
Вариант 3: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя по-пё пу-пю пы-пи
ма-мя мо-мё му-мю мы-ми
ва-вя во-вё ву-вю вы-ви
та-тя то-тё ту-тю ты-ти и т. д.
Вариант 4: Педагог предлагает повторить серию слогов с наращиванием стечения согласных звуков:
па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа
та-пта на-фна ка-тка ка-пка
та-фта ма-кма на-кна та-кта и т. д.
Вариант 5: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы
кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны
фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы
тпа-тпо-тпу-тпы пна-пно-пну-пны
Вариант 6: Педагог предлагает повторить серию слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:
пта-тпа кта-тка фта-тфа
пка-кпа фка-кфа хта-тха
фпа-пфа гда-дга вба-бва
Упражнение «Повтори за мной»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Оборудование: игрушечный медведь.
Ход: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па - ба, по -бо, пу - бу, па -па- па, ба- ба -ба.
Примечание: Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.
Упражнения на дифференциацию фонем
Упражнение «Общий звук»
Цель: учить выделять звук из потока других звуков.
Оборудование: не требуется.
Ход: Предложите детям найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку».
Упражнение «Подними сигнал»
Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом, а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т. д.
Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.
Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».
Упражнения на развитие звукового анализа слов
Упражнения на выделение гласного (согласного) звука из ряда других звуков
Упражнение «Глухой – звонкий»
Цель: научить различать глухие и звонкие согласные, предупреждение нарушений письма.
Оборудование: карточки.
Ход: Предварительно разобрать, что глухие согласные отличаются от звонких тем, что при произнесении последних используют голос.
Подготовить карточки с изображением уха (тихие - глухие) и барабана (громкие - звонкие) и карточки с изображением соответствующих букв (б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с).
Произносится ряд звуков: б б б п п б п б п б б п п п п б п. - ребёнок должен соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.
Упражнение «Найди звук»
Цель: учить выделять заданный звук.
Оборудование: не требуется.
Ход: Послушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинаковые звуки в слогах каждого ряда.
та - то - ту ка - ко - ку
па - по - пу ла - ло - лу
са - со - су ра - ро - ру
мо - то - по мы - ты - пы
ит - от - ут ак - ок - ук
ап - oп - уп ал- ол - ул
ас - ос - ус ар - ор - ур
ас - ап - ам ус - уп - ут
ос - oп - от ис - ип - ит
Упражнения на выделение слога с определенным звуком
Упражнение «Разноцветные мячики»
Цель: учить выделять звук на фоне слога.
Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.
Ход: Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.
Упражнение «Наоборот»
Цель: учить выделять звук на фоне слога.
Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.
Ход: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.
Упражнения на выделение из ряда слов слова с определенным звуком
Упражнение «Утки и окуни»
Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Оборудование: не требуется.
Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?»
Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Оборудование: стихи.
Ход: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
Речевой материал к игре:
В тишине лесной глуши, Вот девочка Марина,
Шёпот к шороху спешит, А вот её машина,
Шёпот к шороху спешит, На, машина, чашку,
Шёпот по лесу шуршит. Ешь, машина, кашку.
Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке, на дубовом сундучке.
Мы в магазин ходили, и шар себе купили,
Будем шар мы надувать, будем шариком играть,
Раздувайся наш шар, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Упражнения на определение последовательности, количества и местоположения звука в слове по отношению к другим звукам
Упражнение «Звуковая линейка»
Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.
Оборудование: не требуется.
Ход: Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.
Упражнение «Угадай-ка»
Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.
Оборудование: предметные картинки.
Ход:
а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)
б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).