Ирина Мовилян
Логопедические тренинги в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические тренинги для детей и родителей
"Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".
Е. И. Тихеева
Активизация коммуникативной деятельности с родителями и детьми, посещающих группу компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом родителей пользуются тренинги
Публикация «Логопедические тренинги в ДОО» размещена в разделах
«Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значении тренинг рассматривается как совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.
Главное отличие тренинга от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Тренинг дает родителям, имеющим детей с речевой патологией, информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей, c какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. Но самое главное – с помощью тренинга родители учатся, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.
Учителю-логопеду необходимо создать положительный настрой и условия для мотивации родителей в активном участии в тренинге. Ведь самое главное для педагога-тренера — чтобы родители не только получили знания и умения по развитию фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, по совершенствованию мыслительных процессов ребенка, но и систематически использовали полученные на тренинге навыки, занимаясь с детьми в домашних условиях.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 8-10 человек (включая детей и родителей) Занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 минут. На каждом тренинге отрабатывается один практический навык.
Цели:
• Раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речевого развития ребенка;
• Раскрыть возможности переноса полученных знаний на тренинге в условия семейного воспитания.
Задачи:
• Усиление способности родителей к пониманию речевого нарушения своего ребенка, наблюдение и совместная деятельность.
• Изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;
• Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе преодоления речевых
Структура тренингового занятия :
• Разминка,
• Постановка проблемы (тема и цель тренинга,
• Обсуждение и повторение закрепленного дома навыка,
• Практическое изучение нового материала (введение в ролевую игру,
• Рекомендации по закреплению навыка дома.
При проведении тренингов используется ряд методов:
1) инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы её преодоления или исправления;
2) практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;
3) ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях;
4) перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми с речевыми нарушениями в обычную жизнь.
Тематика логопедических тренингов для родителей и детей средней группы(4-5 лет)
• «Озорной язычок» (Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.)
• «Веселые ладошки» (Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук и графических навыков.)
• «Звенит! Бренчит! Стучит!» (Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР)
• «Учимся быстро запоминать стихи»
• «Развиваем внимание и логическое мышление»
• «Весело играем – словарь расширяем» (игры для развития лексико-грамматического строя речи)
• Истории в картинках (развитие начальных навыков связной речи)
Благодаря организации совместных тренинговых занятий, у детей с нарушениями речи, отмечается повышение речевой активности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.