Мария Ломакина
Логопедические рекомендации для родителей «Развитие речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачастую воспитатели и родители обращаются к логопеду с такими словами : "Наш ребенок непонятно разговаривает", "А все ли в порядке у ребенка?", "Другие дети не понимают ребенка и не играют с ним". Как понять родителю, соответствует ли возрастной норме речевое развитие вашего ребенка?
Публикация «Логопедические рекомендации для родителей „Развитие речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В данной статье мы расскажем о том, как развивается речь дошкольника и дадим общие рекомендации для успешного развития речи вашего ребенка.
Что ребенок умеет в 2,5-3 года при нормальном речевом развитии?
Правильно произносит следующие звуки речи : гласные – а, у, и, ы, э и согласные – п, б, м, н, т, д, к, г, ф, в, с, з, пь, бь, мь, нь, ть, дь, кь, гь, фь, вь, сь, зь. При этом в словах согласные могут смягчаться, напр. : дяй всетой "дай".
Слова простой слоговой структуры : мама, папа, суп, пить, и др.
Словарь: к двум годам каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
Связная речь: ребенок учится вест диалог и отвечать на вопросы.
В 4 года:
Произношение: научается произносить звуки ц, ш, щ, ж, ч. Твердые согласные в словах звучат правильно.
Слоговая структура : правильно произносит такие слова как: кошка, мишутка, банка и др.
Связная речь: Ребенок активно использует речь, чтобы выражать свои потребности. Предложение состоит из 4-6 слов. Речь ребенка понятна в рамках конкретной ситуации. Могут наблюдаться ошибки в употреблении окончаний слов.
5-6 лет:
Научается произносить звуки р, рь, л, ль. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Правильно произносит слова сложной слоговой структуры : трамвай, виноград, троллейбус, водопроводчик и др.
Грамматический срой речи : составляет сложные предложения, например: Сегодня на прогулке мы играли в футбол, а потом строили из песка замок.
Словарь: к пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют точно.
Связная речь: может самостоятельно рассказать о том, что делал на занятии или на прогулке без вспомогательных вопросов, составить рассказ по серии картинок, пересказать прослушанный рассказ.
Для того, чтобы определить состояние речи вашего ребенка выполните с ним ряд заданий:
1) Прислушайтесь, как говорит Ваш ребё нок: «много красных карандашов» (карандашей, «лисапед» (велосипед, «упал а пол» (на пол, «дай мне красных куртку» (красную куртку). Запомните или запишите ошибки – они подскажут вам направление работы.
2) Попросите ребёнка рассказать, что нарисовано на картинке (возьмите любую иллюстрацию в ещё не прочитанной книге). Обратите внимание: ребёнок называет отдельные предметы на картинке («Тут кошка, собака, дом, дерево») или составляет предложение или рассказ о том, что происходит («Кошка залезла на дерево, это собака выскочила из дома и напугала её»). Помогите малышу составить развёрнутое предложение – ежедневная практика даёт положительные результаты.
3) Попросите ребё нка назвать как можно больше признаков следующих предметов: стола, яблока, шубы, медвежонка. Например: стол – большой, деревянный, прямоугольный, коричневый, письменный. Для начала придётся подсказать, но не отчаивайтесь и тренируйтесь.
4) Спросите, какие деревья, цветы и ягоды знает ребенок, какую мебель и посуду он может назвать, какой транспорт, каких животных, птиц и насекомых он может перечислить. Дети дошкольного возраста должны назвать 6 – 8 предметов к каждому обобщающему слову и, наоборот, уметь назвать обобщающим словом группу предметов (различную мебель, посуду, животных и т. д.).
5) Может ли Ваш ребёнок правильно назвать действия людей (лечит, строит, пишет, читает, отдыхает, вяжет и т. п., способы передвижения животных (скачет, ползёт, прячется, выслеживает, крадётся, плывёт). Знает ли он глаголы, характеризующие явления природы (светит, греет, сверкает, сияет, всходит, заходит, скрывается, умеет ли сказать, как подают голоса животные (каркает, стрекочет, рычит, мычит, блеет, шипит и т. п.). Глаголы и прилагательные делают нашу речь образной и интересной. Ребёнок с достаточным запасом таких слов не будет затрудняться в пересказе.
Данные задания предназначены для детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Таким образом, можно определить примерный уровень развития речи вашего ребенка.
Что делать чтобы помочь ребенку научиться говорить правильно?
• Четко и внятно разговаривайте с ребенком;
• Не забывайте исправлять неверное произношение звука, слова, грамматического построения фразы. Произнесите правильно и четко звук, слово или предложение;
• Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
• Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если Вы заметили, что ребёнок постоянно совершает одинаковые речевые ошибки рекомендуется обратиться к специалисту.