Тамара Карнаухова
Логопедические пятиминутки по теме «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические пятиминутки по теме "Мой город"
Словарь:
Существительные:
А: город, поселок, адрес, улица, проспект, переулок, площадь, комбинат, река, набережная, бульвар, площадь, парк, мост, театр, библиотека, больница, магазин, школа, детский сад, театр, колонна, витрина, балкон, вокзал, памятник, газон, фонтан, сад.
Б: сквер, стадион, бассейн, шоссе, магистраль, мостовая, тротуар, арка, благоустройство, район, церковь, мечеть, музей.
Глаголы:
Темочки:
Жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные:
А: городской, сельский, магнитогорский, широкий, просторный, прямой, узкий.
Б: многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, деревянный, глиняный, промышленный, культурный, жилой, парковый.
1 день.
1. «Артикуляционная гимнастика» (по плану логопеда)
2. Пальчиковая гимнастика (по плану логопеда)
3. И. у. «Составь слово»
А: В слове «КОМ» замени первый звук на «Д». Какое новое слово получилось?
Б: Составь слово: первый слог «ЗА», второй – «ВОД», «ЛИВ», «БОР»
4. Охарактеризуйте первый звук в слове «АДРЕС»
5. Назови свой адрес.
6. Продолжи предложение: «В нашем городе много улиц… (домов, площадей, детских садов, людей).
7. Составь рассказ по картинкам.
8. Развитие логического мышления:
А: В разных домах живут Аня и Наташа. Дом Ани ниже, чем дом Наташи. Чей дом выше?
Какое дерево точно не увидишь из окон детского сада: сосну, березу, пальму, тополь? (тополь)
Б: Коля и Вадим одновременно пошли в библиотеку и в секцию. Кто пошел в библиотеку, если Коля пошел точно не в секцию? (Коля)
Улица Завенягина длиннее улицы Зеленой, но короче улицы Ленина. Какая улица самая длинная? (улица Ленина)
2 день.
1. «Артикуляционная гимнастика» (по плану логопеда)
2. Пальчиковая гимнастика (по плану логопеда)
3. И. у. «Составь слово»
А: В слове «ПАРК» убери последний звук. Какое новое слово получилось?
Б: Составь слово, если 2й слог – ЛИВ, а первый – ЗА, -ОТ, -ПРО, -ПРИ
4. Охарактеризуйте каждый звук в слове «УЛИЦА»
5. И. у. «Подсажи словечко:»
В сказках жили в теремках;
А теперь в живем в … (домах)
6. И. у. «Сосчитай до пяти»
Один большой город, два больших города, … пять больших городов
Одна старая деревня, …
Один мраморная статуя, …
7. «В городе много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит»
На улице – уличный; в театре -, на бульваре -, на вокзале -, в парке - …
8. «Что лишнее и почему?»
Парк, сквер, лес.
Магнитогорск, Москва, переулок Сиреневый.
Машина, улица, проспект.
9. Составь небольшой рассказ по плану.
1) Назови адрес, по которому ты живёшь.
2) Почему нужно знать свой адрес?
3) Кому нужно говорить свой адрес, а кому - нет?
10. Проблемная ситуация «Один злой волшебник решил, чтобы в городе пропали навсегда все названия улиц, поэтому он снял все таблички с домов, все знаки, на которых написаны улицы. Как людям, найти нужную улицу?»
11. Прочти: РКЕА, ДАС
3 день.
1. «Артикуляционная гимнастика» (по плану логопеда)
2. Пальчиковая гимнастика (по плану логопеда)
3. И. у. «Составь слово»
А: В слове «СТОЛ» убери последний звук. Какое новое слово получилось?
Б: Составь слово: второй слог «КОН», а первый – «ЗА», «БАЛ».
4. Охарактеризуйте первый звук в слове «ПЕРЕУЛОК»
5. И. у. «Продолжи предложение»
Дома бывают одно – и многоэтажные (кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые).
6. «Какое слово не подходит?»
Дом, домашний, дым, домовой.
Река, речка, рука, речной, речник.
7. «Что общего и чем отличаются?»
Улица и набережная, город и деревня.
8. Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану:
1. Как называется улица?
2. Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая?
3. Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения?
4. Где проходит эта улица?
5. Твое отношение к этой улице.
9. Решение задачи:
А: На улице Завенягина было 5 машин, к ним подъехало еще 3 машины, сколько машин стало?
Б: Мальчик и девочка пришли в магазин, имея монетки разного значения. В магазине весь товар имеет стоимость. Цена указана под товаром. Ваша задача, решить, кто из детей может купить игрушку»
4 день.
1. «Артикуляционная гимнастика» (по плану логопеда)
2. Пальчиковая гимнастика (по плану логопеда)
3. И. у. «Составь слово»
А: Если у слова БАЛКОН взять только три первых звука, то какое слово получится?
Б: Возьми первые слоги у слов УХО, ЛИМОН, ЦЫГАН и составь новое слово.
4. Охарактеризуйте все звуки в слове «МАГНИТОГОРСК»
5. «Какое слово не подходит?»
Проспект, проект, проспект, проспект.
6. «Продолжи предложение»
Улицы бывают ровные (большие, новые, старые, узкие, широкие, прямые, извилистые)
7. «Подбери нужное слово»
Городской – сквер;
Городская - … (улица,
Городское - (шоссе)
8. Игра «Кто больше знает улиц в нашем городе».
Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.
9. Составь рассказ по плану:
1. Как называется твой любимый город?
2. Кем и когда был основан город?
3. Главная улица, площадь, река в твоем любимом городе?
4. Главные достопримечательности этого города?
5. Твое отношение к этому городу.
10. Преобразование фигур «Танграмм»
5 день
Повторение упражнений, вызывающих затруднение.