Наталья Толщинова
Логопедические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития фонематических
процессов
«Услышишь — хлопни»
.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Взрослый произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
По заданию взрослого ребенок произносит слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Публикация «Логопедические игры» размещена в разделах
«Зоркий глаз»
Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Бусы»
После слов ведущего: - Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — ребенок по цепочке произносит слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
«Сложи звуки».
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок проговаривает составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
Па—ап Ап—па
По—(оп) Оп—(по)
Пу—(уп) Уп—(пу)
Пэ—(эп) Эп—(пэ)
Пы—(ып) Ып—(пы)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
Па—пя Пя—па
По—(пё) Пё—(по)
Пу—(пю) Пю—(пу)
Пэ—(пе) Пе—(пэ)
Пы—(пи) Пи—(пы)
Игры для развития грамматического строя речи
«Есть-нет»
Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко.
«Измени слово»
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода, чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб, сколько и Света.
«Доскажи словечко»
Учите ребенка образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками.
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
«Скажи одним словом»
стол из дерева; какой стол? Деревянный.
Перчатки из кожи, сапоги из резины, стаканчик из пластмассы, ваза из стекла, гвоздь из железа, шуба из меха, самолётик из бумаги, тарелка из фарфора, брюки из шерсти.
«Вставь предлог»
Вставить в предложения предлоги.
Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа.
Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор.
Брат пришёл … школы. Рябина растёт … дома.
Чашка упала … стола. Бегун добежал … финиша.
Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом.
Сосчитай, по сколько слов в каждом предложении
Игры для обогащения словарного запаса
«Скажи ласково»
Стул—стульчик
Ключ — ключик,
Лист – листик, листочек.
«Что бывает.»
Круглым – мяч, солнце, колесо, пуговица.
Зелёным – трава, огурец, листья.
Большим, колючим, страшным, холодным, полосатым, острым и т. д.
«Исправь ошибку»
Врач готовит обед, а повар лечит людей.
Яблоки растут на грядке, а капуста на дереве.
Летом мы надеваем шубу, а зимой панаму.
«Что мы приготовим из …»
Муки – хлеб, булочки, пироги, макароны…
Яблок—компот, сок, повидло…
«Что делают этим инструментом?»
Пилой – пилят
Топором – рубят
Молотком – забивают
Ножом — режут
Лопатой – копают
«Расскажи какой»
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Игры для развития связной речи
«Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
«Продавец и покупатель»
На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь
«Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?»)
Спор животных, времен года и т. д. Дети учатся составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством.
«Кем (чем) был?»
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
«Потому что…»
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.