татьяна хлынова
Логопедические игры с кинетическим песком
▼ Скачать + Заказать документы
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Публикация «Логопедические игры с кинетическим песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Кинетический песок
- Логопедические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.
Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.
Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.
Используя кинетический песок, можно решать следующие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Как вы знаете, игра с песком – это одно из самых любимых занятий детей. Игра с песком - это не просто время провождение. Это много эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного «ковыряния» в песке получается образовательный процесс. Ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
В первый раз Вы можете поиграть с ребенком вместе, в дальнейшем он может сам или с кем-то из сверстников или других взрослых проигрывать уже известные ему игры. Даже 15 – 20 минут, которые ребенок проведет, играя в песочнице, положительно скажутся на его развитии и настроение.
Игры с песком отличаются простотой, возможностью создания новых форм, возможностью разрушения песочной композиции, ее реконструкции, а также многократного создания новых сюжетов. Ребенок строит замок из песка, какое – то время любуется им, а потом сам разрушает этот замок, и с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему – то новому. И так происходит бесконечно. Проживая это многократно, ребенок достигает состояния равновесия, успокаивается.
Упражнения и игры с космическим песком способствуют :
1. Снятию психоэмоционального напряжения и создания положительного настроения.
2. Развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики.
3. Развитию воображения, творческого потенциала.
4. Развитию мышления, речи, памяти, внимания.
5. Развитию интеллекта, обучению новым навыкам.
6. Формированию положительных черт характера.
Упражнение «Необыкновенные следы»
(Развитие тактильной чувствительности, 2-5 лет)
Предложите ребенку изобразить с помощью рук на песке, то, как передвигаются животные.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливают на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой, в разных направлениях.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами рук, имитируя насекомых, можно погружать руки в песок.
Игра «Буквы» (Обучение алфавиту, 4-6 лет)
Для увлекательного и быстрого запоминания букв Вы можете смоделировать их вместе с ребенком. Для этого слепите вместе с ним любую букву. Оживите ее с помощью глазок, ротика или других предметов. Поговорите с ребенком об этой букве, о том какие слова начинаются на эту букву. Слепите эти предметы их песка.
Игра «Цветные острова» (Развивает воображение, 5-7 лет)
Предложите ребенку взять песок и создать острова. Затем украсить их с помощью миниатюрных фигурок или других сподручных материалов: пуговиц, камушек, бусин и т. д. Предложите ребенку отправиться в путешествие по этим островам. Рассказать, что на них растет, какие животные живут и т. д.
Игра «Песочные строители» (Развитие пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти, 5-6 лет)
Нарисуйте домик на листе бумаги или возьмите готовую картинку, предложите ребенку посмотреть и запомнить, а затем самостоятельно построить па памяти. Если он не справляется, помочь, дать инструкцию.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания :
• «Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);
• «Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;
• «Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).
• «Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова);
• «Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении);
• «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)
• «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).
Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Веселых и увлекательных вам игр!