Наталья Чигирева
Логопедическая ритмика для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей и его взаимосвязь с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, а особенно разработка приемов их коррекции средствами логопедической ритмики является одной из главных задач современной логопедии.
Публикация «Логопедическая ритмика для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Моторное развитие детей трех лет отличается основными особенностями: совершенствуются реакции равновесия при ходьбе, дети могут ходить с предметом в одной руке, подниматься по лестнице, бросать и ловить мяч, сохраняя при этом равновесие; начинают самостоятельно кушать, используя ложку и вилку и др.
Речевое развитие детей характеризуется наличием слов со сложной слоговой структурой. Звукопроизношение не полностью соответствует норме. Словарный запас характеризуется не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова – обращения, что помогает активно общаться с окружающими. Дети начинают говорить о себе и задают много вопросов. Могут хорошо запомнить текст и дословно его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки.
Нарушения моторного развития детей от 2 до 3 лет характеризуются особенностями: дети не могут удерживать равновесие при ходьбе, им трудно выполнять действия с предметами, они затрудняются при ориентации в схеме тела и в пространстве. Преодоление нарушений моторики и речи детей раннего возраста требует подхода, при котором взаимосвязаны система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций и логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Проведение логоритмических занятий для детей раннего возраста необходимо, так как применяется один из ведущих принципов коррекционной работы - интегративного обучения. Логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю от 15 до 20 минут в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.
Ходьба, как средство развития общей моторики используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса проводятся сразу после ходьбы и маршировки. Эти упражнения способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. При выполнении делается акцент на качество выполнения движений.
Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Можно использовать дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, которые выполняется по 4 раза.
Упражнения для развития координации движений и речи развивают умение сочетать движения с речевым сопровождением. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.
Упражнения для развития речевого внимания помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения выполняются под речевое или музыкальное сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту или музыке.
Упражнения с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки.
Упражнения для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность и координацию движений, эмоциональность, чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку.
Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.
Литература.
1. Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет, Ярославль, «Академия развития», 2001.