Получи документы

Логопедическая работа для обучающихся с ТНР

юлия степанова
Логопедическая работа для обучающихся с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Степанова Ю. А.,

учитель – логопед высшей категории,

ГБОУ Бирская коррекционная школа - интернат

для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи,

г. Бирск, республика Башкортостан

ГБОУ Бирская коррекционная школа - интернат для обучающихся с тяже-лыми нарушениями речи – единственная коррекционная школа – интернат для де-тей с тяжелыми нарушениями речи в Республике Башкортостан. В данную школу – интернат поступают дети со всех концов Республики Башкортостан, приходят со всех микрорайонов города Бирска. Это, прежде всего, дети с общим недоразви-тием речи, которые владеют ограниченным количеством слов и даже звуков, не умеют выразить свою мысль, практически не владеют простыми счетными опера-циями.

Публикация «Логопедическая работа для обучающихся с ТНР» размещена в разделах

Попадая в нашу школу – интернат и обучаясь в ней, дети как – бы рождаются вновь: учатся произносить звуки, учатся говорить и общаться.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса. Выделены специальные разде-лы: произношение; развитие речи; обучение грамоте; фонетика, грамматика и правописание; чтение. Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы. Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Задачи, стоящие перед логопедом : обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков; устранение дефектов звукопроизноше-ния и развитие фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа и синтеза, формирование навыков чтения; уточнение, расширение и обогащение лексического запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связ-ной речи.

Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза для получения общей картины (опрос родителей, дан-ные в медицинских картах, причины нарушений речи, индивидуальные особен-ности ребёнка, речевое окружение, социум ребёнка).

Результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту. Туда же вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом статусе. На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фик-сируются результаты коррекционной работы за год с данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка.

На основе данных обследования составляется индивидуальный план коррек-ционных мероприятий для каждого обучающегося.

Проводится деление детей на подгруппы, группы и индивидуально, что поз-воляет реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий. Одной из ведущих и преобладающих форм коррекцион-ного воздействия в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является индивидуальная форма занятий (особенно в подготовительном – 1-х классах).

На Индивидуальное занятие отводится 2 часа в неделю.

Работа по постановке звуков с одним учеником проводится 20 минут, груп-повые занятия с 2-3 детьми, имеющих сходные речевые нарушения - 25 минут, фронтальные занятия 40 минут.

Цель индивидуальных занятий – формирование первичных навыков пра-вильной речи: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие артикуля-ционной моторики, фонематических процессов, формирование речевого дыхания, развитие голоса. В более старших классах: это развитие всех видов связной речи, коррекция специфических ошибок чтения и письма, работа над сложными грам-матическими конструкциями, переносным значением слова и др.

Задачи: развитие фонематического восприятия; подготовка артикуляцион-ного аппарата к постановке звуков; формирование правильного звукопроизноше-ния; автоматизация звуков в речи; дифференциация звуков в речи; развитие мел-кой моторики пальцев рук; формирование навыков звукового анализа и синтеза;

обогащение словарного запаса и лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи.

Основные этапы работы.

1 этап. Подготовительный.

- создание психологической готовности (наличие мотивации, интереса к логопе-дическим занятиям; определенный уровень сформированности слухового внима-ния, слухового восприятия и слуховой памяти);

- создание фонематической готовности (способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи; способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции; способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов);

- создание артикуляционной готовности (представление о необходимой для вызы-ваемого звука позиции органов артикуляции; воспроизведение и удержание (в те-чение 5 - 7 с) характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится тренировка мышц артикуляционного аппарата); наличие достаточного речевого дыхания и силы голоса; четкость дикции: достижение дифференцированности движений органов артикуляционного аппа-рата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно про-износимых звуков).

- развитие мелкой моторики пальцев рук (массаж, игры со спичками, палочками, су-джок, орехами, карандашами, пластилином, мелкими игрушками, пуговицами, сосновыми шишками, складывание фигурок из бумаги);

- формирование кинестетических ощущений (ощущения от движений и положе-ния органов артикуляции);

- формирование речевого дыхания (игры и упражнения с ваткой, перьями, лёгки-ми шариками).

2 этап. Постановка звука.

- постановка свистящих звуков («с», «сь», «з», «зь», «ц»);

- постановка шипящих звуков («ш», «ж», «ч», «щ»);

- постановка соноров («л», «ль», «р», «рь»).

3 этап. Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях.

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, опоясывающих, со стечени-ем);

- автоматизация звука в словах (звук в начальной позиции, в конце слова, в сере-дине слова);

- автоматизация звука в словосочетаниях (использование чистоговорок, речевых игр).

4 этап. Дифференциация звука.

- различение звуков сходных по артикуляторно - акустическим признакам в звуко-вом ряду;

- различение сходных звуков в слогах (са-ша, зо-жо, ша-жа и т. д.);

- различение сходных звуков в словах ( слова-паронимы: мишка-миска, коза-коса, бочка-почка и т. д.).

5 этап. Введение звука в речь.

- составление предложений (по образцу, по картинке);

- чтение чистоговорок;

- составление рассказов;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Работа над лексико-грамматической стороной и связной речи ведется парал-лельно на всех этапах.

Предполагаемые результаты - концу обучения дети должны уметь :

- чётко и правильно произносить все звуки речи;

- владеть навыками звукового анализа и синтеза;

- уметь грамматически правильно и связно строить речевые высказывания.

Диагностическое обследование детей проводится два раза в год: сентябрь-май.

Формирование произношения идет параллельно с индивидуальной работой. У детей, поступающих в нашу школу, может быть до 20 несформированных звуков. Эти нарушения звуков делятся на 2 группы:

- антропофонические: которые возникают из – за неправильного артикуляцион-ного уклада (боковые, горловые);

- фонологические: замена и смешение звуков, которые чаще всего обусловлены несформированностью фонетического восприятия. Смешение в одну группу чаще всего проявляется не только при произнесении, но и при воспроизведении на слух. Эти нарушения в дальнейшем препятствуют полноценному усвоению пись-ма и чтения.

Помимо нарушения звуков отмечается выраженное нарушение слоговой структуры слова (пропуски, перестановка слогов, упрощение слоговой структуры, слова могут искажаться до полной неузнаваемости).

Нарушение просодической стороны высказывания приводит к тому, что речь детей монотонная, плохо интонируется, дети не улавливают ритмические компо-ненты речи, плохо усваивают стихотворения.

Урок произношения. В структуре урока выделены 4 последовательных этапа:

1 этап: Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Этот вид занятий поз-воляет насыщать клетки организма кислородом, улучшить работу сердца, мозго-вого кровообращения, успокоить нервы, но в то же время позволяет быстро воз-буждать кору головного мозга, вследствие чего улучшается активность на уроках. При медленном выдыхании воздуха, ребенок расслабляется, успокаивается. Про-должительность этапа 5-15 минут, включая последовательность упражнений:

вдох-выдох ртом; вдох-выдох носом; вдох носом-медленный выдох ртом; вдох носом-медленный выдох ртом с задержкой дыхания; задуй свечу, задуй три свечи; Задуйте много маленьких именинных свечей; побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять); восхититесь ароматом цветущих растений; выдох со счётом (подуйте на листок (с силой выдыхайте воздух через губы, вытянутые вперёд тру-бочкой); в цветочном магазине (представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза); «Медвежата» (представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м. Можно эти же слова произносить на выдохе) : Мам, меду б нам, Мам, молока б нам.

Артикуляционная гимнастика. Продолжительность этапа 5-7 минут. Проводит-ся только с использованием индивидуальных зеркал на подставке (min диаметр 12 см, чистого носового платка/стерильной марлевой салфетки. Учитель-логопед предлагает комплекс специальных упражнений, сам показывает образец выполне-ния упражнения. Все упражнения выполняются под счет или заданный ритм.

2 этап: уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука (изуче-ние звука). Время 3-5 минут. Глядя в зеркало или на речевой профиль дети рассказывают о том, как работают органы артикуляции и дают характеристику изучаемого звука (расположение губ, кончика языка, зубы разомкнуты или нет, прохождение воздуха, др.)

3 этап: формирование навыков звукового анализа и синтеза. Время 10-15 минут. На этом этапе проводятся упражнения направленные:

• на развитие фонематического слуха

• на формирование фонематического восприятия

• на формирование навыков звукового анализа и синтеза

• на формирование навыков языкового анализа и синтеза

Последовательность работы :

1. Формирование навыков слогового анализа и синтеза (ударный слог; синтез – выделить первые звуки слов и собрать новое слово);

2. В работе дети учатся составлять слог, слово, предложения с заданными словами. Параллельно идет заучивание потешек, скороговорок, загадок, составление рассказа по картинке, по серии картин. Темы уроков произношения определяются не только требованиями программы, но и с учетом индивидуальных речевых возможностей обучающихся. В программе определяется последовательность прохождения тем, при этом на определенном этапе появляются пары звуков, то есть программой предусматривается 2 вида уроков:

А) автоматизации звука. Б) дифференциации звуков.

Ведется работа над звуками в произношении, начиная с гласных. Изучаются звуки раннего онтогенеза. Дифференциация звуков из этой группы и освоение слова сложных слоговых структур. Все звуки изучаются в традиционной форме.

Во 2 классе все звуки изучаются на более сложном материале. Для дифференциации берутся группы звуков. Большое внимание уделяется интонации и выразительности речи. Развитие речи обучающихся – важная составляющая по ФГОС. Одной из основных задач обучения младших школьников становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Решение данных задач мы видим в использовании метапредметных связей в процессе обучения развитию речи.

Мы развиваем у детей уникальный дар – дар слова, речи. Чем раньше откроем уста детей, тем скорее добьемся желаемых результатов. Наша система обучения и воспитания предполагает организацию активной речевой деятельности младших школьников.

Мы учим серьезным вещам, но хотим, чтобы детям было интересно. Методика всей работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от детей и, конечно же, от их наставников. ©

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Логопедическая работа с ребенком» Анкета для родителей Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком.

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования VI педагогическая конференция учителей начального общего образования «Развитие функциональной грамотности обучающихся начального общего.

Конспект беседы для обучающихся 2 класса коррекционной школы-интерната для глухих обучающихся «Моя будущая профессия» ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся Конспект беседы для обучающихся 2 класса «Моя будущая профессия». Задачи: Образовательные: познакомить.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной и устной речи и формированию графомоторного навыка у детей 7–8 лет Описание целостного комплексного подхода разных специалистов к детям с нарушением чтения и письма не является задачей данной статьи. Мы.

Логопедическая работа с детьми, имеющими статус ОВЗ Формирование   устной речи (ОНР 1 - го уровня) провожу в 4 обучающих этапа: 1 - й этап: идёт работа по формированию понимания речи. Многократное.

Патриотическое воспитание обучающихся Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Патриотическое воспитание – важная составляющая.

Практическая работа для обучающихся 5 класса по истории Древнего мира по теме «Древняя мудрость и изобретения китайцев» Задание 1. Запишите понятия: 1. Бамбук – это 2. Бумага – это 3. Каллиграфия - это Задание 2. • Выбери из слов в скобках и запиши в таблицу.

Практическая работа по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса «Римляне в повседневной жизни» 1. Запиши в тетради значение следующих понятий и терминов: • Атрий - • Тога – • Кандида – • Туника – • «Народец, носящий тунику» - • Стола.

Проектная работа обучающихся 2 класса «Образ защитника Отечества сквозь время» [Содержание 1. Введение Актуальность темы Цель исследования Задачи исследования Объект и предмет исследования Методы исследования.

Работа с одаренными детьми посредством театрализованной деятельности (логопедическая группа) Слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Одаренность определяется как системное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа для обучающихся с ТНР
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 14:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа для обучающихся с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем юлия степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД