Приложение МААМ

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Наталья Сараева
Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования
▼ Скачать + Заказать документы

VI педагогическая конференция учителей начального общего образования

«Развитие функциональной грамотности обучающихся начального общего образования»

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся»

Автор работы : Сараева Наталья Михайловна

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Место работы : МБОУ Чупалейская ОШ

г. Выкса

2019 год

Публикация «Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования» размещена в разделах

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Каждая образовательная область начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья, юридическая грамотность).

Компонентами функциональной грамотности являются :

• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность.

Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

В процессе работы обнаруживается, что многие дети

а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;

б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

В программе по русскому языку и литературе на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

2. уметь извлекать информацию из разных источников;

3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;

6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности, является введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе я провожу диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха. Диагностика проводится по следующим показателям компетентностного развития учащихся:

- Связная речь;

- Творческая речевая деятельность;

- Восприятие произведений

- Использование в речи элементарных формул речевого этикета.

Проведенная диагностика показывает не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития». Это позволяет педагогически грамотно организовать процесс обучения в дальнейшем. Исходя из проведенной диагностики и собственного анализа делаю вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера мне помогают решить эту задачу. Однако, существует вероятность того, что дети окажутся не готовы к пониманию творческих заданий, к их непривычной для младшего школьника формулировки, поэтому главным принципом работы выбираю принцип от простого к сложному, дифференцированный подход к детям, учет их индивидуальных и возрастных особенностей.

На начальном этапе основное внимание уделяю технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.

Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением. После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий). Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту : докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.

Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.

На уроках литературного чтения я использую различные технологии:

I.Технология критического мышления

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» : ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы :

1. Приём – «Чтение с остановками».

2. Приём «Синквейн».

3. Приём «Работа с вопросником»

4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

5. Приём «Мозговой штурм»

6. Приём «Уголки»

7. Приём «Написание творческих работ»

8. Приём «Создание викторины

9. Приём «Логическая цепочка».

10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

II. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

1. «Мим-театр»

2. «Крестики-нолики»

3. «Древо мудрости

III. Информационные технологии. В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости).

Считаю, что уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также дети под руководством учителя создают диафильм по заданной теме.

IV. В рамках работы по формированию читательской грамотности также актуальна личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

• Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

• Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

• Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

• Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности : умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.

Именно литературное образование помогает ребенку ощутить «себя в мире», создавать условия для переживания, проживания вместе с героями произведения, умения выразить свое мнение и доказать его. И здесь большую значительную роль играет атмосфера урока, где учитель «видит» ученика, его проблемы, и умеет управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты –

сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;

2) метапредметные результаты –

умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты -

уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 3 класса. В младшем школьном возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью. На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Данные методы помогают учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика начальной школы.

Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников. При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т. е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина. Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках литературного образования, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь. Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесиль Лупан: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я пытаюсь создать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

Литература:

1. Архипова Е. В.»Основы методики развития речи учащихся», М. : Вербум, 2004.- 192с.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М. Просвещение, 1994.-400с.

3. Мельчук О. И. Зам. директора по УВР г. Каражал Статья «Формирование читательской грамотности в начальной школе – основа успешности дальнейшего обучения и подготовки к жизни»

4. Селюнина Н. А. «Дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка». г. Серебрянск, ВКО 2012г. -16с.

5. Пинская М. А., Тимкова Т. В., Обухова О. В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? //

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования В 1996 году коллегия Министерства образования РФ впервые определила преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею.

Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования Методическая разработка на тему «Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования» МДОУ «Детский сад комбинированного.

Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» р. п. Дергачи Доклад на тему: «Реализация принципов преемственности.

Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110Тема: Комплекс.

Консультация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Два мира – одно детство. «Наш труд проходит в мире детства – вот о чём нельзя забывать ни на минуту. Мир детства – это в первую очередь.

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования» Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение воспитанников из дошкольного детства в мир учения, в школу. При этом учение.

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС. Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается.

Преемственность дошкольного и начального уровней общего образования О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает,.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 13:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сараева (УИ 1600439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД