Романова Ирина Вячеславовна
Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Игровая педагогическая технология-
это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:
- отбор, разработка, подготовка игр;
- включение детей в игровую деятельность;
Публикация «Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на „Кольцах Луллия“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- осуществление самостоятельной игры;
- подведение итогов, результатов игровой деятельности.
Проблема речи во всём её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Варианты игр на «Кольцах Луллия».
Первый вариант, представляет собой 2 круга (диска) закреплённые в футляре для дисков. Круги вырезанные из картона, поделены на 4,6,8 секторов. На раскрытый футляр с кругами накладывается прямоугольник с окошком так, чтобы были видны совмещенные картинки.
Другой вариант изготовления игры, из футляра с одним диском. На крышке футляра с внутренней стороны размещается сюжетная картинка или задание для игры.
Варианты зависят от той цели, которую преследует педагог.
• Это игры с экологическим содержанием; игры на закрепление математических представлений;
• игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте;
• игры на формирование лексико-грамматических категорий;
• игры на развитие связной речи.
Варианты использования «Колец Лулия»
на формирование навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР (лексический материал подбирается соответственно теме и возрасту детей)
Игра «Большой - маленький»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : огурец - огурчик, помидор - помидорчик.
Игра «Один - много»
(образование множественного числа имен существительных) : огурец - огурцы, помидор - помидоры.
Игра «Веселый счет»
(согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона. пять лимонов; одна слива, две сливы. пять слив.
Игра «Назови сок, варенье»
(образование относительных прилагательных) : сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши -. ; варенье из груши -. ; сок из апельсина -. , варенье из апельсина –
Игра «Чья, чей, чьи, чье?»
(употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.
Игра «У кого кто»
(упражнение в словообразовании).
Единственное число имен существительных: у утки - утенок, у гусыни -. , у индюшки -.
Множественное число имен существительных: у утки - утята, у гусыни -. , у индюшки -. .
Игра «Пересчет деревьев»
(согласование существительных с числительными) : один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
Игра «Назови ласково»
(упражнение в словообразовании) :
воробей - воробушек, воробьишко; галка -. , снегирь -. , синица -.
Игра «Кому что нужно?»
(употребление винительного падежа существительных) : лыжнику нужны лыжи, хоккеисту -. , фигуристу -. , саночнику -.