Ирина Гурова
Логопедическая дидактическая игра «А что у нас?» для развития слоговой структуры слова у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства воспитанников с общим недоразвитием речи наблюдаются многочисленные нарушения слоговой структуры слова. Дети меняют количество слогов, переставляют их, сокращают стечения согласных, смешивают элементы слов и т. д.
Подробнее об этом можно прочитать здесь
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- ОНР, нарушение речи
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги, слоговая структура слова. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2023
Предлагаемая игра предполагает проговаривание слов 2 класса слоговой структуры (по Марковой) в составе предложения. Игру можно предлагать ребёнку тогда, когда все слова, используемые в ней, он уже может хорошо проговаривать изолированно: кубики, бананы, помада и т. д.
Игровой материал можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
В игре две части: одна про девочку Милану, вторая – про мальчика Никиту. Для изготовления материала игры я распечатала картинки: изображения девочки и мальчика; фоны помещений, в которых находятся эти дети (комнаты, кухня); коробки и тарелки. В каждой коробке (это игрушки и другие предметы Миланы) находится два предмета. Их названия состоят из трёх открытых слогов : ракета и монеты, диваны и утюги, лопата и сапоги, кубики и петухи, макака и собака, пакеты и помада, машина и колёса. На каждой тарелке (у Никиты) находятся предметы (два вида продуктов) : калина и малина, курица и пироги, молоко и батоны, ягоды и орехи, бананы и лимоны.
Цель игры: развитие слоговой структуры слова.
Задачи:
- Уточнять, закреплять словарный запас (игрушки, предметы домашнего обихода, продукты питания).
- Продолжать учить произносить слова из трёх открытых слогов в составе простого распространённого предложения.
- Закреплять понимание и употребление предлогов «у», «на», «в», союза «и».
- Развивать зрительное внимание, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию.
Ход игры:
Можно предложить несколько вариантов использования игрового материала. Вот, например, один из них. Взрослый показывает ребёнку комнату, предлагает познакомиться с девочкой Миланой, которая здесь живёт. Затем рассказывает, что у Миланы есть много интересного. Все её игрушки находятся в коробках, и она очень хочет нам их показать. А рассказывать о них мы будем сами.
Далее ребёнок может сам раскладывать картинки и составлять предложения. Взрослый оказывает помощь, если это необходимо.
У Миланы кубики и петухи. У Миланы ракета и монеты. У Миланы машина и колёса…. Для развития умений употреблять предлоги в ходе игры можно также обсудить вопросы: «Где находятся…диваны и утюги?» «На чём лежит коробка?» и т. п. Для развития навыка словоизменения можно спросить : «Что Милана убрала в коробку?» В ответе – существительные в форме винительного падежа (макаку и собаку, пакеты и помаду).
Если ребёнок хорошо справился с проговариванием слов и предложений, и игра заняла немного времени, то можно сразу же предложить ему и вторую часть (про мальчика Никиту). А также можно провести её и в другой раз.
Вторая часть игры проводится аналогично. Взрослый предлагает пойти в гости к мальчику Никите и узнать, что есть у него. Никита с радостью показывает продукты, которые лежат на тарелках. Ребёнок при этом действует с материалом игры, располагая тарелки на столе, называет продукты и составляет предложения. У Никиты ягоды и орехи. У Никиты лимоны и батоны. У Никиты бананы и лимоны.
Заодно в ходе игры взрослый интересуется: «На чём лежат… калина и малина? и т. д.» «На чём лежит тарелка?» Для развития навыка словоизменения можно спросить : «Что ел Никита?» или «Что любит Никита?» В ответе – существительные в форме винительного падежа (калину и малину, курицу и пироги).
С целью закрепления высказываний в домашних условиях родителям предлагается вариант игрового упражнения на листе.
Желаю вам успехов!