Приложение МААМ

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА МИРОШНИКОВА
Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«

Актуальность Сегодня нашему времени нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все это в дошкольном возрасте можно сформировать с помощью игры. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры. В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому, что проливает свет на ее природу. И по сей день, высказываются взгляды на игру, как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и зависят от детей, живущих в одно время, но и в разных культурных, экономических и географических условиях. Большинство современных ученых объясняют игру, как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В ходе социально – исторического развития человечества, игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Значение дидактических игр в развитии детей. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как средство, для воспитания различных сторон личности ребенка. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания и памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. В воспитании и обучении детей большое значение имеют дидактические игры. Они создают интерес в решении умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достижением, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, дидактические игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, что у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Цель : изучить влияние дидактической игры на всестороннее развитие дошкольников, формирование у детей заинтересованности и умение играть в дидактические игры.

Задачи:

1. Раскрыть понятие и историю игры;

2. Определить роль игровой деятельности для развития дошкольников;

3. Раскрыть значение и место дидактической игры для детей;

4. научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

Гипотеза: для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм, необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей.

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,родители.

Срок реализации проекта: февраль 2024 г. – март 2024 г.

I этап проекта: подготовительный

1. Изучение материала.

2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.

3. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

4. Разработка плана реализации проекта.

II этап проекта: основной. Работа по реализации проекта.

Решение поставленных задач с детьми:

1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры.

Решение поставленных задач с родителями:

1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.

2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!»

3. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

4. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей»

III этап: заключительный

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников.

Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Игры, используемые в проекте:

Дидактическая игра «Знаешь ли ты Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание. Дидактическая игра «Собери бусы» Цель: развивать умение различать геометрические фигуры; определять их цвет, умение их сравнивать Дидактическая игра «Найти место картинке» Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Дидактическая игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Дидактическая игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Дидактическая игра «Почини коврик»

Цель: Закреплять умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – формы и величины, формировать навыки прикладывания и накладывания для самопроверки; закреплять навыки о геометрических фигурах.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»

Цель: Формировать умение соотносить форму и вкладыш; развивать зрительные координации, моторику; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, речь.

Риск – это действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение которой сопряжено с неопределенностью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствует многим детским играм. Риск как часть структуры игры предполагает свободный выбор альтернативы, выбор различных решений игровой задачи и потому развивает решительность как социальное качество

:

Результат

Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно –дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них. Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию

Дорожная карта

Формы работы Сроки Практический выход

1этап. Подготовительный Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы по теме самообразования Февраль – март2024

Теоретические знания педагога. Знание содержания документов.

Разработка проекта Разработанный проект

Составление перспективного плана по самообразованию. Перспективный план по самообразованию.

Беседы с родителями и анкетирование Обработка данных анкетирования с родителями

Проведение мониторинга образовательной области «Познавательное развитие» Результаты мониторинга образовательной области «Познавательное развитие.»

2 этап.

Основной

Создание игротеки Февраль 2024 Игротека дидактических игр

Презентация игротеки на педагогическом часу Февраль 2024 Презентация игротеки дидактических игр.

Использование игротеки дидактических игр в ООД и самостоятельной деятельности с детьми и родителями Февраль Март 2024 Пополнение игротеки дидактическими играми.

Практический семинар с родителями для старшей группы Март 2024 Активные родители презентуют игротеку дидактических игр родителям старшей группы.

Беседы с родителями и анкетирование Март2024 Обработка данных анкетирования с родителями

3 этап. Заключительный Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием игротеки Март 2024

Заключение.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоции.

Публикации по теме:

Роль балансборда в развитии детей дошкольного возрастаРоль балансборда в развитии детей дошкольного возраста Балансборд — популярный и эффективный инструмент для улучшения общего физического развития детей. Эти доски одновременно веселые и сложные,.

Роль дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияРоль дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Игра - ведущий вид деятельности ребенка, способ совершенствования, самовыражения. Поэтому любая тема, по которой мы проводим занятие или.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2025 в 20:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА МИРОШНИКОВА (УИ 1732007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД