Лучший педагог года

Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ

Наталья Гончарова
Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ
▼ Скачать + Заказать документы

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л. С. Выготский.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.

В связи с серьезными школьными преобразованиями изменилась и усложнилась структура школьных требований. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Публикация «Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ» размещена в разделах

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

Но, к сожалению, как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют речевую патологию.

Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и др.) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок:

1. замены (пропуски) букв,

2. нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов,

3. нарушения употребления лексико-грамматических категорий,

4. ошибки в построении предложений.

В исследованиях ученых эти нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.

Характер этих ошибок обусловлен прежде всего, двумя причинами:

1. недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;

2. проблемами в развитии лексического - грамматического строя речи.

Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте, а особенно детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.

На что в первую очередь нужно обратить внимание при подготовке детей к школе. Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего:

нормативным звукопроизношением,

грамотной фразой,

развернутой речью,

объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения.

Так же следует уделять серьезное внимание развитию у детей с нарушением речевого развития до школы всех четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма.

Особенно это касается тех детей, у которых нарушение речи является вторичным. По данным врачей-педиатров состояние здоровья детей, при поступлении в школу, не соответствует биологическому возрасту, в основном у ребят 2-я или 3-я группы здоровья.

Причины, на фоне которых нарушение речи является вторичным (представлены на слайде) :

нарушения в нервно-психической сфере;

нарушение зрения;

нарушение осанки;

нарушение слуха.

В силу психофизиологических особенностей детей с ОВЗ в развитии для них характерен более длительный период формирования и, следовательно, успешность обучения будет определяться его протяженностью. Увеличить же время возможно за счет более раннего начала профилактической работы! (т. е. в дошкольном возрасте).

Проблемы с нарушением письма и чтения в 1 классе могут возникнуть и у детей с негрубыми, незначительными нарушениями речи. Происходит это в силу определенных факторов. Прежде всего, это безразличное отношение к состоянию речи ребёнка в семье. Осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы. И здесь нужно обратить внимание на работу с родителями в дошкольный период.

Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Без специально организованной систематической помощи в дошкольном периоде обучения, дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. Что в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию.

Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Публикации по теме:

Речевая готовность к школе Тема: «Речевая готовность к школе» Консультация для родителей подготовительных групп Проблема готовности ребёнка к школе была актуальной.

Семинар-практикум «Готовность к обучению в школе: проблемы в подготовке и трудности в обучении» В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась их структура. Все более высокие требования.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе Все мы знаем, что практико-ориентированное образование - это образование, преимущественной целью которого является формирование у дошкольников.

Презентация «Логопедическая готовность к школе» Презентация. Логопедическая готовность к школе. Выделяются разные виды готовности к школе: Психологическая готовность Физическая готовность:.

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе. Задачи: Ознакомление.

Нравственная готовность к школе В детском саду, в каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка,.

Протокол родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Солнышко» Протокол родительского собрания в подготовительной.

Психологическая готовность к школе Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поймёте, что такое психологическая готовность ребёнка к.

Родительское собрание «Готовность к школе» в подготовительной к школе группе Время летит, и вот уже скоро наши ребята отправятся в первый класс. Готовность к школе. В чем она заключается… Готовность к школе включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ
Опубликовано: 31 мая 2019 в 14:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД