Наталья Гончарова
Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский.
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.
В связи с серьезными школьными преобразованиями изменилась и усложнилась структура школьных требований. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Публикация «Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.
И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
Но, к сожалению, как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют речевую патологию.
Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и др.) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок:
1. замены (пропуски) букв,
2. нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов,
3. нарушения употребления лексико-грамматических категорий,
4. ошибки в построении предложений.
В исследованиях ученых эти нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.
Характер этих ошибок обусловлен прежде всего, двумя причинами:
1. недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;
2. проблемами в развитии лексического - грамматического строя речи.
Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте, а особенно детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.
На что в первую очередь нужно обратить внимание при подготовке детей к школе. Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего:
нормативным звукопроизношением,
грамотной фразой,
развернутой речью,
объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения.
Так же следует уделять серьезное внимание развитию у детей с нарушением речевого развития до школы всех четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма.
Особенно это касается тех детей, у которых нарушение речи является вторичным. По данным врачей-педиатров состояние здоровья детей, при поступлении в школу, не соответствует биологическому возрасту, в основном у ребят 2-я или 3-я группы здоровья.
Причины, на фоне которых нарушение речи является вторичным (представлены на слайде) :
нарушения в нервно-психической сфере;
нарушение зрения;
нарушение осанки;
нарушение слуха.
В силу психофизиологических особенностей детей с ОВЗ в развитии для них характерен более длительный период формирования и, следовательно, успешность обучения будет определяться его протяженностью. Увеличить же время возможно за счет более раннего начала профилактической работы! (т. е. в дошкольном возрасте).
Проблемы с нарушением письма и чтения в 1 классе могут возникнуть и у детей с негрубыми, незначительными нарушениями речи. Происходит это в силу определенных факторов. Прежде всего, это безразличное отношение к состоянию речи ребёнка в семье. Осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы. И здесь нужно обратить внимание на работу с родителями в дошкольный период.
Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Без специально организованной систематической помощи в дошкольном периоде обучения, дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. Что в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию.
Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.