Анастасия Пескишева
Речевая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Речевая готовность к школе»
Консультация для родителей подготовительных групп
Проблема готовности ребёнка к школе была актуальной всегда. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальной, эмоционально – волевой, психологический компоненты готовности.
Публикация «Речевая готовность к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика ребёнка. Она раскрывает уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Мотивационная готовность – наличие у ребёнка желания учиться. Входит: потребность ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми ЗУН.
Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний.
Кроме указанных составляющих выделяют речевую готовность к школе. К 6 – 7 годам появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развёрнутое монологическое высказывание. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до момента поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
На что следует обратить внимание в первую очередь?
- правильное произношение всех звуков родного языка;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа и синтеза;
- словарный запас;
- сформированность грамматического строя речи;
- связная речь;
- речевая коммуникация;
- мелкая моторика руки и психические процессы (память, внимание, мышление)
Звукопроизношение и фонематические процессы
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать искажать и заменять другими звуками.
Владение навыками звукового анализа и синтеза
- уметь выделять звук на фоне слова;
- слышать и выделять первый и последний звук в словах;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова);
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
- называть слова с заданным звуком;
- уметь составлять слова из звуков;
- дети должны правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не сможет. Обучение звуковому анализу и синтезу проходят на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в три этапа: а) с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки); б) в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры); в) в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).
Слоговая структура слова
Ребёнку 6 – 7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, экскаватор). Ребёнок произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи ребёнок активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, понимать переносное значение слов, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие слова для группы предметов, знать многозначные слова.
Сформированность грамматического строя речи
Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, правильно употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь
К 7 годам ребё нок должен уметь:
- составлять рассказ по картинке;
- составлять рассказ по серии картин;
- отвечать на вопросы по тексту;
Речевая коммуникация
Ребё нок должен быть достаточно активен в общении:
- уметь слушать и понимать обращённую речь;
- строить общение с учётом ситуации;
- легко вступать в контакт с детьми и взрослыми;
- ясно и последовательно излагать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (игры с прищепками)
Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
Вывод: очень важно не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать ребёнка, а создавать условия для развития мелкой моторики, особенно движений руки и пальцев.
Процесс закладки фундамента школьной успешности ребёнка требует от взрослых терпения, такта, мудрости, любви.
Спасибо за внимание!