Юлия Кудрявцева
Логико-математические игры в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в себе, им легче дается учебный материал, они лучше подготовлены к учебе в школе. Учитывая возрастные особенности детей дошкольников, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма - игра. В дошкольной педагогике существует множество занимательного материала для развития логического мышления в различных видах детской деятельности. Для разнообразной детской деятельности, направляемой взрослыми на развитие у ребёнка интеллектуальных способностей, характерны: игровая направленность, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией, моделированием. В дошкольной педагогике существует множество занимательного материала для развития логического мышления, но наиболее эффективным средством - являются логические игры с блоками Дьенеша, которые были впервые предложены авторами программы «Детство» В. И. Логиновой. Они развивают память внимание воображение, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Публикация «Логико-математические игры в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве, изучают сенсорные и измерительные эталоны, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости, учатся выражать их в виде простых логических высказываний. В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение со сверстниками, сюжетность и приближенность содержания к детскому опыту, что создаёт условия для самореализации личности ребёнка.
Опыт работы с детьми показал, что знания, умения и навыки, усвоенные в играх с «блоками», являются мощным фактором в интеллектуальном развитии ребенка. У детей формируются знания о свойствах фигур, развиваются комбинаторские способности, речь имеет доказательный характер.
Для каждого возраста мною были подобраны игры и игровые упражнения, способствующие развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация).
В младшей группе проводила такие игры, как «Найди все фигуры, как эта», «Найди не такую фигуру, как все». Наибольший интерес у детей вызывает построение различных «цепочек» из блоков. Дети с интересом комбинируют различные задания из геометрических фигур, а физминутки дополняют каждую игровую ситуацию.
В средней группе задания и упражнения проводила с усложнением. Такие игры, как «Муравьи», «Цветы», «Соседи» учат детей различать цвета и размеры. Д/и «Заполни квадрат» - упорядочивать предметы по различным признакам. Д/и «Конструктор» - учит умению разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Уже в средней группе ввожу рисуночные знаки – коды или кодирование.
В старшем возрасте подбирала задания и игры с использованием опорных схем. Такие игры, как «Угадай», «Узнай», «Догадайся» с пониманием символики «блоков Дьенеша». Продолжаю упражнять в чтении кодов, классификации с заданным признаком. Так игра «Строители» помогает развитию у детей комбинаторских способностей и конструктивного мышления.
Игры и игровые упражнения, разработанные на основе логических «блоков Дьенеша» отличаются занимательностью и разнообразием. Уровень сложности заданий зависит от уровня подготовленности детей.
Я считаю, что эффективность моей работы с детьми зависела от того, какой материал я вносила в игровые ситуации. Авторские игры адаптированные к условиям группы и уровню подготовленности детей, помогли развить интерес, желание играть с блоками, решать поставленные задачи в соответствии с возрастом. Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики, а использование учебно-познавательных тетрадей, книг, которые очень популярны и среди родителей, помогают развивать у детей умения решать логические задачи графически.
Игра, увлекающая детей, их не перегружает, ни умственно, ни физически. Обучение через игру интересное и увлекательное занятие. В игре с блоками у детей наиболее ярко и интенсивно проявляются и формируются математические способности. Игры с блоками для детей - труд, учеба, серьезная форма развития интеллекта.
С позиций идей педагогики организация логико-математических игр предусматривает не только познавательное, но и деятельностно-практическое и эмоционально-ценностное развитие детей. Необходимо признать, что логико-математические игры одно из основных дидактических средств в ходе реализации современных взглядов на развитие у детей математических представлений и интеллектуальных способностей.
Литература:
1. Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. сост. Н. В. Нищева- СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
2. Давайте поиграем; под ред. А. А. Столяр- М: Просвещение, 2001г.
3. Методические советы к программе «Детство» - СПб:,«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.
4. Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая – СПб, 1996.