Якупова Гульнара
Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости».
Провела: студентка V курса ОЗО ПиМНО
Якупова Гульнара Рамилевна
2017г.
Публикация «Литературный ринг „О дружбе, доброте и отзывчивости“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Доброта. Викторины
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Сценарии праздников
- Дружба. Учимся дружить
- Литературная деятельность
- Литературные викторины и конкурсы
- Темочки
Цель: на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей, развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки, воспитывать любовь к художественной литературе.
Оборудование: заготовки отрывков из литературных произведений; таблицы и картинки для оформления кабинета; материал для оформления сказки; ножницы, клей, мячи для игры.
Ход мероприятия
Дети входят в кабинет под звуки песни «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского и садятся, разделившись на две группы.
Объявление темы и цели мероприятия.
У: Добрый день, ребята! Мы сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости, то есть о тех человеческих качествах, которые помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде литературного ринга между двумя группами. Итак, литературный ринг начинается!
Первый этап ринга - тексты
-У: Прочитайте рассказ В. А. Осевой «Хорошее» и ответьте на вопросы после текста.
Чтение В. А. Осеевой «Хорошее»
-У: Каждой группе предлагается для чтения текст. Подготовьте чтение этого текста и придумайте вопросы по нему для другой группы.
-У: - Что хорошего сделал Юрик?
- Можно ли назвать Юру внимательным?
- Как бы ты поступил на его месте? Почему?
- Какими словами вы можете охарактеризовать героя? Какой он?
- Как поступил герой в финале рассказа? Мог ли он поступить по-другому? Как?
-Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?
-Почему герой поступил именно так?
-О чем хотел сказать автор в своем произведении?
-У: Давайте теперь напишем письмо Юре. Чтобы вы ему посоветовали? Объясните ему в письме, почему мальчик был не прав?
До первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
-У Маши был плащ, а я шла в одном платье,- сказала Таня.
Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
(В. Осеева)
-У: Как вы думаете, можно ли оправдать Машу? Выскажите свое мнение.
-У: А теперь откройте свои словарики чувств и настроения героя и запишите, какая была Маша по характеру, какие чувства могла испытывать Таня, когда ее подруга не поделилась с ней плащом.
-Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
-Почему покраснели Маша и Таня?
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю. Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой. Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе.
Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щеку. - А мне надо бы полосканье.
Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая.
Валя оживилась и закивала головой.
Да, да, грелка. Муся, у нас в кухне стоит чайник.
Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! - Муся вскочила и подбежала к окну. - Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Мусю девочки.
Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
В. А. Осеева.
- Можно ли назвать Мусю внимательной? Отзывчивой?
Учитель вызывает учеников к доске.
У: Были ли у вас такие ситуации? Как бы вы поступили, оказавшись на месте Муси или Вали? Как вы думаете, какие чувства испытывала Валя?
У: А теперь составьте небольшой текст, какие чувства у вас вызвал этот рассказы? Как вы относитесь к Мусе? Как бы вы поступили на ее месте?
Дети работают самостоятельно, потом некоторые тексты зачитываются и следует коллективное обсуждение.
У: Представители от групп читают текст и задают вопросы, которые подготовила вся группа для другой группы. Результат ответа оценивается аплодисментами противоположной команды. Если ответ глубокий, полный, содержательный – «хлопаем, высоко подняв руки», если ответ не очень понравился – «хлопаем перед собой». Если есть желание дополнить ответ – «поднимите руку».
Подвижные игры
Учитель. Прослушав и проанализировав рассказы, вы заметили, как важно быть добрым по отношению к окружающим, справедливым, честным, вовремя оказать помощь.
Второй этап ринга - «Ты среди друзей»
-У: Здесь вы сможете показать, как вы обладаете этими качествами.
Поиграем в игру «Передай мяч». Вы должны передавать мяч своему соседу с помощью локтей, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.
Вторая игра «Кто это». Необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: «Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.
Коллективная работа
Третий этап ринга - составление сказки
-У: Это доброе сражение покажет, насколько важно уметь слушать своих товарищей, поддерживать друг друга, работать дружно, сплоченно, какой результат может дать взаимопонимание. Перед вами картинки, которые станут фрагментами сказки, составленной вместе. Надо их вырезать и превратить в детали аппликации - иллюстрации сказки, которая будет на этом листе ватмана. У каждого своя картинка. Вы используете ее тогда, когда посчитаете нужным. Итак, я начну, а вы продолжите:
«На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский
смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной.»
Учитель прикрепляет на лист ватмана черную тучу. У детей в это время картинки: дерево, дети с велосипедом, с мячом, со скакалкой, радуга, птичка, солнышко, и т. п. Продолжение сказки может быть любым, как это захотят сделать дети. Главное, что в составлении сказки участвуют обе команды вместе. Они по очереди выходят к ватману, предлагают свое продолжение и приклеивают свой фрагмент.
IV. Итог
-У: Подошел к концу Литературный ринг. В нем нет победителей и проигравших. Как вы думаете, почему? О чем мы говорили сегодня? Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить? В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?