Светлана Горбунова
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Все это содержание составляет основу организации коррекционной помощи детям с ОВЗ. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. В наше дошкольное учреждение поступают дети с различными отклонениями в развитии : с нарушением зрения, детским церебральным параличом, с нарушением речи, задержкой психического развития, с нарушением слуха. У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Задача современного образования— обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех детей, создание безбарьерной среды, в том числе детей с ОВЗ. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка. Для ребенка - дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции - главные регуляторы деятельности ребенка.
Л. С. Выготский подчё ркивал: "Что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. ". У многих детей с ОВЗ отмечаются типичные симптомы эмоциональных нарушений :
незрелость эмоционально-волевой деятельности;
инфантилизм;
эмоциональная неустойчивость;
лабильность;
легкость смены настроений;
контрастные проявления эмоций;
нарушение самоконтроля;
трудности приспособления к детскому коллективу.
В коррекционной педагогике и специальной психологии известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества.
Театрализованные игры, театрализованные постановки позволяют детям попасть в сложный и многообразный мир чувств и эмоций, обогащает эмоционально-чувственный опыт ребенка, развивает воображение, мышление, память, внимание, раскрывает творческие способности и фантазию, способствует раскрепощению и самовыражению личности ребенка, развивает речевую коммуникацию у детей. Богатство эмоциональных переживаний помогает детям понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.
В процессе театрализованных игр у дошкольников с различными нарушениями формируется интерес к театрализовано-игровой деятельности, расширяются знания и представления о театре, приобретают опыт общения с сверстниками, появляется художественный опыт, овладевают интонационно-пластической выразительностью образов и сюжета. (мимика, жесты, пантомимика).
В соей работе использую театрализованные игры : "Медвежата", "Мокрые котята",«Расцвёл, как цветок», «Определи эмоции", "Свет мой зеркальце скажи","Деревянные, стеклянные, тряпичные человечки", "Найди своё место",«Незаконченный рисунок», «Найди половинку", «Театр настроений», "Покажи жестом",«Грустный зайчик», "Мельница",«Солёный чай», «Страшный зверь» ,«Вкусные конфеты», «Сердитый дедушка», «Девочка с котенком». Игры-импровизации: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» ,«Театр мимики и жеста», «Театр зверей», "Как живёшь", "Мартышки",«Времена года», «Немое кино»,"Пузырь". Театрализованные постановки сказок : «Репка», «Колобок», "Три медведя", "Бычок смоляной бочок", "Волк и семеро козлят", "Теремок","Снежная королева". Теневой театр :"Заяц хваста", "Петух и кот", театр бибабо.
Таким образом, вовлекая детей в театральную деятельность у детей с ОВЗ развиваются психические функции, художественные способности, творчество в любой области, межличностные взаимодействия. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.