Устинова Елена Анатольевна
Литературные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Литературные занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Николай Александрович Рубакин - русской библиограф, в своей работе «Среди книг» писал: "Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение».
Для «Особых» детей эти понятия нужно поменять местами – настроение, понимание, знание.
Публикация «Литературные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Главная задача литературных занятий - сделать так, чтобы дети приобрели опыт и познания в поиске информации. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи занятия. Цель занятия в обучении читателей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, энциклопедиях, справочниках, Интернете. Главная задача такого занятия - выработать способность у читателя самостоятельно работать со справочной литературой, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах и с помощью поисковых систем Интернет.
Самое важное при проведении занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это перемена вида деятельности, чтобы не рассеивалось внимание, интерес, активность.
Рассмотрим этапы проведения мероприятий:
1. Начало «Погружение в тему», (использование музыки, песни, видео клипа, создание позитивной атмосферы; например, просмотр видеоролика по данной тематике) .
2. Вводная часть. Вступительная беседа учителя (знакомство с биографией автора, отражение эпохи в которой он жил и создавал свои произведения, о самых значимых его произведениях).
3. Основная часть: ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);
• обсуждение произведения (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей, связь с жизнью, опыт учащихся).
• пересказ.
4. Физминутка (подвижные игры, сидя на месте в зависимости от возможностей детей с ОВЗ должны быть сюжетными, связанные с содержанием мероприятия).
5. Просмотр видеоролика, отрывка из фильма по мотивам его произведений. 6. Проведение мини - викторин для закрепления прочитанного произведения.
7. Практическая часть (рисунок, поделка, аппликация, мастер-классы, театрализация, квестигра, ораторское чтение и. т. д.)
8. Разбор воспитательных и образовательных моментов. («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились», следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не вызывать у ребенка отрицательных эмоций.
9. Подведение итогов занятия.
На каждом занятии нужно использовать информационные технологии, они позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты, видео; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Если подходит по тематике, то уместно будет применить следующие познавательно развивающие игры с учетом физических,
психологических, возрастных особенностей детей с ОВЗ. (вместо физминутки, для эмоциональной разгрузки, позитивного настроя в ходе мероприятия можно использовать игру. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность).
Согласно пункта 3.1 «Организация образовательного процесса» Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 370 Московского района г. Санкт-Петербурга – Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам : образовательные программы начального общего и основного общего образования адаптированные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра).
Основные задачи школы № 370:
- приобщение детей к чтению, популяризация художественной литературы ;
- содействие социальной реабилитации и раскрытия личности ребенка, его творческих способностей посредством организации культурно-массовых мероприятий (организация книжных выставок, проведение библиотечных уроков, обзоров литературы, беседы, игры, викторины);
- активизация работы по пропаганде здорового образа жизни и правовых знаний;
- духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся;
- работа с библиотечным фондом.
Моя задача, как учителя, знакомить детей с лучшими произведениями мировой художественной литературы. Знакомство это я стараюсь реализовывать через различные формы. В эту работу органично вписывается использование литературных игр для привлечения детей с ОВЗ к чтению.
Для детей игра – сфера их социального творчества, творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Ситуация игры расковывает ребят и взрослых, максимально приближает ребенка к общению с книгами, делают мероприятие зрелищным, необычным, развивающим.
Одной из обязательных составляющих работы учителя является проведение литературных уроков в классах.
Литературные уроки проводятся к знаковым литературным датам, памятным датам, к школьным тематическим декадам. Каждый урок я стараюсь сделать новым необычным, ярким, запоминающимся, используя разнообразные приемы арт-терапии, сказкотерапии, библиотерапии, компьютерные технологии: м / м презентации, просмотр м/ф и х/ф и т. д. Будет ли это рассказ о писателе или книге, о космонавте Гагарине или о шоколаде, о Бородино, о Рождестве, или это будут уроки о родном городе, не важно.
В течение года в классах ведётся как индивидуальная, так и массовая работа с читателями. В рамках проектов, проводимых в ГБОУ школе № 370, подбирается необходимый материал для проведения классных часов, бесед,
конкурсов и других мероприятий.
В течение года организуются выставки любимых книг, а также тематические выставки, обзоры и рекомендательные беседы.
Для продвижения детей с ОВЗ в усвоении ими знаний, умений и навыков учитываются заложенные в них положительные возможности.
Целью в работе с ними является не приспособление к их дефектам, а,
наоборот, помощь в преодолении отставания в развитии, насколько это возможно. Учитель помогает детям поверить в себя, в то, что они способны не только видеть красоту, но и создавать её.
Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность. Мероприятия, проводимые с ребятами в форме игр, привлекают их гораздо больше. Для учащихся начальной школы проводились игры: «Кто написал телеграмму?», «Ребусы от подружек-лягушек», «Из какой книги?» и т. д.
Из всего вышесказанного следует, что место проведения литературных занятий, где проводятся литературные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, должно иметь привлекательный вид, вызывать положительные эмоции и формировать позитивный настрой у детей. о
Цель у меня одна. Несмотря на особенности развития и обучения детей в коррекционной школе, они должны полюбить читать, должны знать, как сложен и разнообразен окружающий мир и обращались за советом к книгам.
Все сферы жизнедеятельности человека должны быть доступны «особенным» детям. Это требование международного права, российского законодательства, нормативных актов и стандартов.
Безусловно, для качественного обслуживания детей с ОВЗ, учителя должны знать основы социальной психологии, педагогики, дефектологии, уметь использовать издания специальных форматов и специальные технические средства, владеть методикой изучения информационных потребностей и запросов инвалидов, владеть основными формами и методами проведения массовой и индивидуальной работы, в общении с обучающими с ОВЗ, соблюдать этические принципы.
Очевидно, что вышеперечисленные знания, умения и навыки сотрудники школ приобретают и совершенствуют в специальных учебных заведениях, в системе повышения квалификации, а также в процессе самообразования.
Основная цель занятий – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.
Формы контроля:
• тестирование,
• самостоятельное библиографическое разыскание,
• час вопросов и ответов,
• творческие задания.
Форма занятий :
• беседы,
• диспут,
• лекция,
• практические занятия,
• урок – презентация.
На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность.
В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.
Контроль качества образования:
• конкурсы между командами,
• тестирование,
• изготовление книжки-малышки,
• закладки,
• написание отзыва, и т. д.
Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.
В своей работе необходимо использовать новые направления работы – библиотерапия, сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, изотерапия, лепка из глины и пластилина, музыкотерапия. Проводить мастер-классы, выставки творческих работ, театрализованные представления и т. д.
Нравственное зеркало любого общества – отношение к слабым. И если мы им помогаем, значит, наши души ещё живы, и больные дети не будут оставлены со своей бедой один на один.