Надежда Маясова
Литературное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О красоте русского языка, его музыкальности и богатстве говорили многие тонкие ценители и иностранные эксперты. Однако, в наши дни мы нередко отмечаем, что речь детей бедна, невыразительна, словарный запас узок, он черпается из иностранных мультфильмов и компьютерных игр. Детям перестали читать книги, число родителей, систематически читающих литературу детям, сократилось до 7%. Детей не водят в библиотеки, не воспитывается трепетное и благоговейное отношение к книгам. Эта ситуация типична и для детей студии для дошкольников «Солнышко» «Центра развития творчества детей и юношества» г. Пензы. Анкетирование родителей показало, что родителям необходима помощь в организации детского чтения.
Публикация «Литературное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Известный диктор Игорь Кириллов советует родителям читать произведения классической русской литературы с младенческого возраста, чтобы малыши с первых дней жизни слышали правильную и красивую русскую речь, приобщались к литературе, учились чувствовать красоту звучащих слов.
Читательская судьба ребенка зависит от нас взрослых: педагогов, родителей.
Ребенок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко “входить” в содержание услышанного или прочитанного, “проживать” его. Малыш рисует любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Задача взрослого открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребенка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребенком. Период дошкольного детства является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.
Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи и лингвисты К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Л. А. Айдарова, Л. В. Выготский, А. А. Леонтьев.
Полностью разделяя мнение ученых, заметим, что в процессе слушания того, что читают взрослые, у ребенка включаются три из четырех сфер читательской деятельности: эмоции, воображение и реакция на содержание текста. Наши наблюдения показали, что четвертая сфера, то есть реакция на художественную форму, у детей данного возраста чаще остаётся незадействованной. Знакомство с художественными и литературными произведениями развивает речь детей : обогащает, уточняет и активизирует словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении, выработать нравственные качества, которые необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности. Органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга - величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно - разные настроения и состояния, и вот уже `постоянная величина` открывается им по-новому. Радость открытия! Книга - это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.