Екатерина Федорова
Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР «Литературное путешествие по страницам любимых авторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР.
Тема: «Литературное путешествие по страницам любимых авторов».
Коррекционно-образовательные цели: Пополнение экспрессивной речи прилагательными и словами-антонимами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка составления и чтения слов и словосочетаний. Автоматизация правильного произношения и дифференциации всех поставленных звуков в свободной деятельности. Совершенствование умения детей передавать в рисунках, как сюжет сказок, так и авторских произведений : проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Совершенствование навыка выполнения упражнений под музыку, развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей с ОНР „Литературное путешествие по страницам любимых авторов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели: Развитие диалогической речи, речевого слуха, внимания, памяти, всех видов восприятия, творческого воображения, математических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Конверты с открытками из стихотворений К. И. Чуковского и С. Я. Маршака; альбомные листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастер; конверты с буквами и слогами для составления названий произведений, один резиновый мяч среднего размера, вазочка с варением, чашка сладкого чая; портреты (картинки) героев произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто; контейнер с символами звуков для звукового анализа слов, игровые поля (схемы) и книжки-подсказки для звукового анализа слов.
Предварительная работа: Чтение произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто. Оформление выставки рисунков. Вечер досуга по творчеству этих писателей. Разучивание стихов данных авторов. Пение песен на музыкальном занятии. Инсценировка сценок по произведению А. Л. Барто «Машенька растёт». Совместная деятельность с родителями – изготовления атрибутов для инсценировки сценок).
Перспектива: Посещение библиотеки по творчеству детских писателей.
Оформить фотовыставку «Семейные творческие работы по произведениям любимых поэтов», книжек-малышек (которые можно подарить детям ясельной группы); составление ответного письма Незнайке.
Ход занятия
1. Организационный момент. Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!» (Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в свободной деятельности).
Дети встают «паровозиком», под музыку входят в зал. Музыка закончилась дети останавливаются и встают лицом в круг.
Логопед: Ребята, а вы помните, кто к нам сегодня утром приходил? И что почтальон нам принёс? Да, правильно конверт с приглашением в путешествие. Сегодня у нас необычное занятие – путешествие, на котором вам придется даже посоревноваться. Хорошо! Сейчас вы разобьётесь на две команды по шесть человек. И эти команды будут соревноваться друг с другом, доказывая кто из них лучше знает произведения детских поэтов. А для того, чтобы создать всем настроение, давайте послушаем стихотворение которое выучила Лера.
Лера П. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно звать и прочитать!
Логопед помогает детям разбиться на две команды и придумать их названия.
Логопед: Хорошо! Значит, одна команда называется «Знайки», а другая «Умники». Посмотрим, кто из них победит.
2. Игра «Узнайте произведение». (Развитие речевого слуха, внимания, памяти).
Воспитатель (Е. Е.) : В конвертах первое задание. Вы должны прочитать отрывок из стихотворения, вспомнить, как оно называется, кто его написал.
Егор (член команды «Знайки»)
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмачки,
Словно яблочки!
Дети (члены первой команды). Это отрывок из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Чудо-дерево».
Лера П. (член команды «Умники»)
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж …
Дети (члены второй команды). Это отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Багаж».
Воспитатель. Отлично! С первым заданием справились обе команды. (Убираем конверты.)
С Ч Ё Т :
3. Рисование. «Мои любимые сказки»
(Инструкция воспитателя).
Воспитатель (Е. В) : Молодцы! Вы закончили работу одновременно и навели порядок на столах. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Нет ли ошибок?
Совместно просматриваем работы команд.
Нет ошибок? Замечательно!
С Ч Ё Т :
4. Следуем дальше Упражнение «Составьте и прочитайте».
(Совершенствование навыка составления и чтения слов и словосочетаний).
Логопед: А сейчас мы проверим, сможете ли вы догадаться и собрать название стихотворения, затем наклеить это название на листе бумаги. Задание сложное и требует внимания.
На первом столе лежат отдельные слоги, на втором - отдельные буквы и лист бумаги на который вы наклеите полученное название.
Внимание задание! Команда «Знайки» составляет из слогов название стиха, а Команда «Умники» из букв название знакомого вам стихотворения. Приготовились, РАЗ, ДВА, ТРИ! НАЧАЛИ!
Дети выполняют задание. ЧУДО-ДЕРЕВО
Логопед: Великолепно! Команды справились и с этим заданием. Проверим нет ли ошибок? Нет, всё правильно! Умницы!
С Ч Ё Т :
5. Игра «А что на чудо-дереве?» (Совершенствование навыков счета и решения задач).
С Ч Ё Т :
6. Игра с мячом «Мяч по кругу». (Пополнение экспрессивной речи прилагательными и словами – антонимами).
Воспитатель приглашает детей в центр зала. Члены команд образуют круг. Членам команды даётся мяч.
Воспитатель: (Е. В.) Следующий этап нашего соревнования – игра «Мяч по кругу». Команда «Знайки», перебрасывая мяч, должна сказать как можно больше слов о человеке, который любит читать. Слова должны отвечать на вопрос «какой?» (по одному слову должен сказать каждый член команды, начать со слабеньких)
Дети (члены первой команды) называют – умный, грамотный, образованный, интересный, начитанный, знающий…
Воспитатель: (Е. В.) Команда «Умники», перебрасывая мяч, должна сказать как можно больше слов о человеке, который не любит читать. Слова должны отвечать на вопрос «какой?»
(по одному слову должен сказать каждый член команды, начать со слабеньких).
Дети (члены второй команды) называют – серый, глупый, безграмотный, тупой, недалёкий, неинтересный.
Воспитатель: Потрясающе! Вы справились и с этим заданием.
С Ч Ё Т :
7. Музыкальная пауза.
Пальчиковая гимнастика
8. Игра «Вкусный конкурс». (Развитие памяти)
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят вазочка с вареньем и чайник со сладким чаем.
Воспитатель: (Е. Е.) Посмотрите на блюда, которые стоят перед вами. Что это?
Дети: Это варенье и чай.
Воспитатель (Е. В) : (можно попробовать на вкус) какое это варенье?
- вкусное, сладкое, клубничное.
Какой это чай? – сладкий, чёрный, ароматный.
Воспитатель (Е. Е) : Сейчас я вам дам одну минуту, чтобы вы подумали, посовещались и сказали, в каком произведении какого автора упоминается одно из этих блюд. Команде «Умники» достаётся варенье, а команде «Знайки» - сладкий чай.
Воспитатель (Е. В) : Вы готовы?
Дети (члены первой команды). Варенье – это из сказки Чуковского «Муха – Цокотуха».
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Дети (члены второй команды). Сладкий чай – это из сказки Чуковского «Федорино горе».
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушайте, кушайте, Федора Егоровна!».
СЧЁ Т :
9. Игра «Картинная галерея». (Совершенствование навыка звукового анализа слов. Развитие памяти).
Следующий этап занятия проводит воспитатель и логопед. Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями героев Маршака, Чуковского, Барто.
Воспитатель: (Е. Е.) Кого вы видите на картинках? Первая команда называет первого и второго героев. Вторая команда называет третьего и четвёртого героя.
Дети (члены второй команды). Это паук из сказки Чуковского «Муха-Цокотуха» и кукла Зина из стихотворения «Резиновая Зина». А. Барто.
Дети (члены первой команды). Это утка из «Сказки о глупом мышонке» Маршака и муха из сказки «Муха-Цокотуха» Чуковского.
Логопед: Молодцы! Всё правильно.
С Ч Ё Т :
Логопед: Но соревнование ещё не закончилось, продолжаем.
Перейдём на ковёр, сядьте вокруг контейнеров с символами и выложите звуковые схемы слов. Команда «Знайки» анализирует слова УТКА и МУХА. Команда «Умники» анализирует слова ПАУК и КУКЛА. РАЗ, ДВА, ТРИ, НАЧАЛИ!
Дети выкладывают схемы.
Логопед: Чудесно! Команды закончили свою работу, проверяем.
Нет ошибок?
С Ч Ё Т :
10. Речевые игры. ( Совершенствование лексико-грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образование существительных мн. числа; согласование числительных с существительными; слова- антонимы; совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов).
Воспитатель: (Е. В.) Игра «Назови ласково»
«Умники» «Знайки»
Бык – бычок Одеяло - одеяльце
Лошадь – лошадка Подушка – подушечка
Миша – мишка Книжка - книжечка
Заяц – зайка Свечка - свечечка
Самолёт – самолётик Утюги - утюжки
Мяч – мячик Сапоги - сапожки
Корабль – кораблик Пироги - пирожки
Флаг – флажок Поросёнок - поросёночек
Фонарь – фонарик Щетки - щеточки
Погремушка – погремушечка Мыло - мыльце
Воспитатель: (Е. В.) Игра «Один- много»
«Знайки» «Умники»
Бычок – бычки Подушка – подушки
Лошадка – лошадки Книжка - книжки
Мишка – мишки Свечка - свечки
Зайка – зайки Утюг – утюги
Самолёт – самолёты Пирог – пироги
Мяч – мячи (мячики) Поросёнок – поросята
Корабль – корабли Щетка – щетки
Флажок – флажки Мочалка – мочалки
Погремушка – погремушки Умывальник - умывальники
Воспитатель: (Е. В.) Игра «Скажи наоборот»
«Умники» «Знайки»
Качается – стоит Чистый – грязный
Бросила – взяла Кривоногий – прямоногий
Уронили – подняли На рассвете – на закате
Хороший – плохой Бежать - стоять
Громко – тихо Хвалю - ругаю
Плачет – смеётся Грязнуля - чистюля
Воспитатель: (Е. В.) Игра «Посчитай 1-2-3-4-5»
«Знайки» «Умники»
Бычок одеяло
«1-2-3-4-5» - Лошадка подушка
Мишка свечка
Козлёнок умывальник
Самолёт утюг
Мячик мочалка
С Ч Ё Т :
Логопед: Молодцы! Активно играли! Правильно отвечали, старались правильно произносить все звуки, а догадались, ли вы из каких стихов были эти слова, мы узнаем, если выполним упражнение «Подбери схему».
Логопед кладёт на стол для каждой команды звуковые схемы слов.
Логопед: Подумайте, к названию, какого произведения подходит ваша схема. (Подготовить книжки – подсказки «Игрушки» и «Мойдодыр»). Подставьте свою схему под соответствующие книжки.
Дети выполняют задание. Логопед задаёт им контрольные вопросы. Хорошо! Проверяем. Всё верно, вы настоящие знайки и умники! Я просто в восторге!
С Ч Ё Т :
11. И закончим мы наше путешествие Игрой – драматизацией
(дети каждой команды подготовили домашнее задание – сценку из стихотворения А. Л. Барто «Машенька растёт»).
Команда «Знайки» - «Гуси-лебяди»
Команда «Умники» - «В песочнице».
СЧЁ Т :
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимых детских авторов. Давайте подведём итоги нашего соревнования - какая же команда лучше знает произведения детских авторов? Со счё том : - победила дружба, УРА! Значит, все дети в нашей группе любят читать, слушать и разучивать стихи Маршака, Чуковского, Барто, Михалкова. Вам понравилось наше путешествие? Какие игры были для вас простыми? А какие показались трудными? Ну, вы просто умницы и умники! Дети, а вы не забыли, кто прислал нам приглашение в это путешествие? А мы сможем с Незнайкой поделиться нашими знаниями? Он же не смог побывать с нами в путешествии? А как мы с ним поделимся нашими знаниями? –по Интернету, по скайпу, можем написать письмо … Этим мы займёмся завтра, а сейчас от Незнайки вам сладкие призы! Призы в студию! Спасибо!
Дети уходят под музыку из зала…