Юлия Васильевна Кармакова
Технологическая карта литературное чтение 3 класс «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Задание 17 (У)
Составьте текст описание «Ранняя весна» и напишите его в Творческую тетрадь.
Задание 18 (З) Учебник, с. 151 Саша Черный «Летом»
Назовите значение слова «студеный».
Назовите главную мысль стихотворения.
Назовите героя произведения «Летом».
Назовите средства выразительности, которые использует автор в стихотворении «Летом».
Опишите настроение автора в стихотворении «Летом».
Расскажите о своем отношении к произведению Саши Черного «Летом».
Дальнейшая работа ведется по алгоритму работы с лирическим текстом. *
Публикация «Технологическая карта литературное чтение 3 класс „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Задание 19 (П)
Верно ли что авторский эпитет «студеный пруд» отражает знойность лета? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли утверждать, что в произведении Саши Черного «Летом» для описания летнего дня используются только олицетворения? Обоснуйте свое мнение.
Задание 20 (У) Творческая тетрадь с. 57
Определите в тексте стихотворения Саши Черного «Летом» средства художественной выразительности и выпишите их:
- эпитеты -…. (ветер - самолет)
- олицетворения - (рябинка, вечно с ветром не в ладу)
- сравнения - ….(пруд синеет круглой чашей)
Задание 21 (У) Учебник с. 150, Творческая тетрадь с. 57
Из предложенных репродукций выберите ту, которая, по вашему мнению, может служить иллюстрацией к стихотворению С. Черного, и составьте рассказ о картине, используя план***
Задание 22 (З)Учебник с. 152 Ф. Тютчев «В небе тают облака…»
Назовите главную мысль стихотворения.
Назовите главного героя стихотворения.
Назовите средства художественной выразительности.
Назовите настроение автора, которое отражает стихотворение Ф. Тютчева.
Дальнейшая работа ведется по алгоритму работы с лирическим текстом. *
Задание 23 (П)
Можно ли утверждать, что поэт не любит летнюю жару? Обоснуйте свое мнение.
Верно ли, что поэтические строки:
«Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река,
И поля дышать на зное» описывают только нынешнее состояние природы летом? Обоснуйте свое мнение.
Задание 24 (У)
Определите настроение картины А. Саврасова и стихотворения Ф. Тютчева.
Представьте образ знойного летнего дня.
Напишите текст описание «Летний день», используя алгоритм составления текста описания.
*Алгоритм работы с лирическим текстом, был введен во 2 классе ТК № 1, с. 5.
** План описания картины дан в 3 классе ТК3 с. 5 Диагностические задания
1. Напишите фамилию автора к названию каждого произведения:
А) «Летом» - автор. ;
Б) «Золотой луг» - автор. ;
В) «Зеленый шум» - автор. ;
Г) «Весенняя гроза» - автор.
(А – С. Черный; Б – М. Пришвин; В – А. Рылов; Г – И. Бунин)
2. Подберите к картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» такие поэтические строки, чтобы они отражали содержание и настроение картины.
3. Допишите предложение: «Чтобы составить текст описание, надо ….»
Личностные умения:
- проявлять желание читать лирические произведения о русской природе.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный» и использовать его в активном словаре;
- определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;
- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;
- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя план.
Коммуникативные умения:
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Предметные умения:
- работать с текстом лирического произведения;
- выразительно читать поэтический текст;
- выделять средства художественной выразительности текста;
- проводить сравнение поэтических текстов и оформлять результаты в таблице;
- рассказывать о картине используя план;
- составлять текст описание, используя алгоритм.
Блок Д. Диагностика качества освоения темы
Цель:
• Установить степень освоения данной темы, а именно:
- определять автора произведения по фрагменту текста;
- определять в тексте средства художественной выразительности;
- формулировать высказывание о тексте описании. 1. Определите автора поэтических строк и напишите его фамилию.
Автор произведения Строчка произведения
Ф. Тютчев «Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!»
Саша Черный «Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.»
Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом»
А. Майков «За селом на полной воле
Веет ветер- самолет.
там картофельное поле
все лиловеньким цветет»
С. Есенин «В небе тают облака,
И, Лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное»
2. Учебник, с. 140- 152 А. Майков «Весна», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…», С. Есенин «С добрым утром», С. Черный «Летом».
Определите средства художественной выразительности каждого произведения и результат оформите в таблице:
Параметры сравнения эпитет сравнение олицетворение
А. Майков «Весна»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…»
С. Есенин «С добрым утром»
С. Черный «Летом»
3. Допишите преджожения:
- Текст описание - это.
Текст описание - это текст, который отвечает на вопрос, какой? В нем представлены признаки предмета, для описания которых используются эпитеты, сравнения и олицетворения. Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
- определять автора по фрагменту текста;
- определять средства выразительности в тексте лирического произведения;
- формулировать высказывание о тексте описании.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели:
• Стимулировать желание создавать собственный текст описание
• Научить:
- составлять текст описание «В окно повеяло весною»;
- составлять и оформлять выбранный вариант выполнения задания;
- использовать приобретённые знания для выполнения задания
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с целью.
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
• самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
Дополните эпитетами текст «В окно повеяло весною» так, чтобы получилось описание прихода весны. Для выполнения задания используйте слова для справок.
В окно повеяло весною*
Вот и пришла … весна.
Солнце согревает все вокруг …., … лучиками. По небу плывут …. облака. … щебечут в гнездах …птенцы. Проснулся от …. спячки …. медведь и нехотя вылез из берлоги. Первые …. цветы тянуться к …. солнышку. Побежали …., …. ручейки.
Мне нравится весна, самое …. время года.
Слова для справок: долгожданная, звонкие, веселые, теплыми, золотыми белые, синие, тяжелые, темные, серое, хмурое, красивые, холодное, молодые, косолапый, сонный, злой, голодный, весело, тяжело, сыро, холодно, пробиваются, маленькие, весенние, доброе, зимняя, нежное.
Импровизационный вариант
Напишите текст «В окно повеяло весною» используя средства художественной выразительности. Для выполнения задания используйте план:
1. Облик солнца и неба весной.
2. Пробуждение птиц и животных.
3. Первые весенние цветы.
4. Ваше отношение к приходу весны.
Эвристический вариант
Напишите текст описание «В окно повеяло весною».
* В окно повеяло весною
Вот и пришла долгожданная весна.
Солнце согревает все вокруг теплыми, золотыми лучиками. По небу плывут белые облака. Весело щебечут в гнездах маленькие птенцы. Проснулся от зимней спячки косолапый медведь и нехотя вылезает из берлоги. Первые весенние цветы тянуться к доброму солнышку. Побежали звонкие, веселые ручейки.
Мне нравится весна, самое нежное время года. Личностные умения:
- проявлять интерес к составлению текста описание «В окно повеяло весною»
Познавательные умения:
- использовать приобретённые знания для составления текста описания
Регулятивные умения:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
-создавать и оформлять текст описание «В окно повеяло весною».
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
• Научить:
- соотносить результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности
Самоанализ
Закончите предложения:
1. Мне важно уметь составлять текст описание, потому что ….
2. Чтобы составить текст описание, надо ….
Самооценка
Закончите предложение:
Я…. (очень, не очень) доволен (льна) результатом своей работы, которое сделал (а) (сам (а, с помощью товарищей, с помощью учителя).
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат
деятельности.
Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности
• Соотнести результат с поставленной целью.
• Оценить результат учебной деятельности. Цели темы:
Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе.
Ввести алгоритм составления текста описания.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения темы
Личностные:
- проявлять интерес к составлению собственного текста описания «В окно повеяло весною».
Познавательные:
- использовать приобретённые знания для создания текста описания «В окно повеяло весною».
Регулятивные:
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
- использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
- создавать и оформлять текст описание «В окно повеяло весною».
*Заполняется учителем после освоения темы.