Саплина Валентина
Литературная викторина по развитию речи для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста через литературу
разного жанра.
Задачи: Обогащать и активизировать словарь детей через литературу
разного жанра.
Развивать связную речь, внимание, логическое мышление.
Повышать интерес детей к художественной литературе,
используя занимательные вопросы и игры.
Публикация «Литературная викторина по развитию речи для старшего возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Сундук (мыло, воздушные шары, самовар, телефон, градусник, туфелька, зеркальце, жезл, горошина, золотой ключик, гвоздь, клубочек ниток, ореховая скорлупка, книги, крупные пазлы, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. «Я, вероятно, не сумею достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый мир». (А. М. Горький) Эти слова писателя точно отражают желание взрослых подобрать такие книги, которые ответили бы на все их «Почему». Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картина из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых, ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на занятиях, хорошо говорят. Сегодня у нас необычная и интересная игра – викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Итак, я представляю две команды:
I.) Ромашки;
II.) Васильки.
Также напоминаю правила игры. Вопросы будем задавать поочередно одной и другой команде. В случае неправильного ответа, право ответить на вопрос переходит к соперникам. Для каждой команды мы приготовили фишки и та команда, которая даст правильный ответ, получит фишку. В конце игры мы посчитаем фишки и команда набравшая большее количества фишек будет считаться победителем. Оценивать наше соревнование будет жюри в составе:
Итак, начинаем нашу викторину.
Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!
Конкурс: I. «Разминка»
Вопросы для команды «РОМАШКА»
1.) Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка,
внучка?
(Жучка.)
2.) У кого избушка была ледяная, и в какой сказке?
(Лиса. Заюшкина избушка.)
3.) Кто любил похвастаться и поплатился жизнью?
(Колобок.)
4.) Какое домашнее животное носило обувь?
(Кот в сапогах.)
5.) С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч?
(Борода.)
6.) Как звали девочку, которая выручила своего друга Кая из ледового
плена?
(Герда.)
7.) Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает?
(Ковер-самолет.)
Вопросы для команды «ВАСИЛЬКИ»
1.) Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в
чужой дом, где жили медведи?
(Машенька.)
2.) В какой сказке умели говорить: печка, яблонька, и речка?
(Гуси-лебеди.)
3.) Какое животное первая обнаружила теремок в лесу?
(Мышка-норушка.)
4.) На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»?
(На велосипеде.)
5.) Как звали злого разбойника, жившего в Африке?
(Бармалей.)
6.) Кто купил на базаре самовар и устроил пир?
(Муха-Цокотуха.)
7.) Что нужно сломать, чтобы победить Кащея-бессмертного?
(Иголку.)
Конкурс: II. «Загадочные вещи»
Воспитатель: У меня сундук есть, в них вещей не перечесть.
Тяжелы и велики, вес у них полпуда.
Поспешите угадать, что в них и откуда?
Ваша задача, угадать, из каких произведений эти предметы?
Команде «Ромашка»
а.) Мыло – «Мойдодыр».
б.) Воздушные шары – «Тараканище».
в.) Самовар – «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр».
г.) Телефон – «Телефон».
д.) Градусник – «Доктор Айболит».
е.) Туфелька – «Золушка».
ж.) Зеркальце – «Сказка о мертвой царевне и семи Богатырях».
Команде «Васильки».
а.) Жезл – «Дядя Степа». Или «Цветик – Семицветик».
б.) Горошина – «Принцесса на горошине».
в.) Красная шапочка – «Красна шапочка».
г.) Золотой ключик – «Приключение Буратино».
д.) Гвоздь – «А что у вас?»
е.) Клубочек ниток – «Гуси – лебеди». «Царевна лягушка».
ж.) Ореховая скорлупка – «Дюймовочка».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.
Переходим к следующему конкурсу.
Конкурс: III. «Найди лишнюю книгу»
Каждой команде дается 5 книг все сказки, кроме одной.
Задача – найти эту книгу и объяснить, почему выбор пал на нее.
Дети выполняют задание поочередно.
Конкурс: IV. «Собери загадочные пазлы».
Воспитатель: Вам нравиться собирать пазлы? Сейчас мы посмотрим, у кого из вас лучше получается. Я вызываю сразу 2 команды и даю задание, чья команда быстрее соберет пазлы.
Конкурс: V. «Блиц опрос».
Воспитатель вызывает команду «Ромашки». Дети выстраиваются в круг, воспитатель в середине круга с мячом в руках.
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч, называть сказочного героя, а вы возвращать мне мяч с продолжением его названия.
Воспитатель: Вызывает команду «Ромашка».
1. Мышка – норушка.
2. Скатерть – самобранка.
3. Лисичка – сестричка.
4. Сестрица – Аленушка.
5. Мороз – красный нос.
6. Царевна – лягушка.
7. Шапка – невидимка.
8. Ковер – самолет.
9. Золотой – ключик.
Воспитатель: Вызывает команду «Васильки».
1. Жар – птица.
2. Конек – горбунок.
3. Сивка – бурка.
4. Кащей – бессмертный.
5. Змей – Горыныч.
6. Петушок – золотой гребешок.
7. Красная – шапочка.
8. Три – поросенка.
9. Бременские – музыканты.
Конкурс: VI. «Отгадайте загадки»
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. И сейчас у нас последнее задание, вам нужно угадать героя сказки или литературное произведение.
Слушают загадки команда «Васильки»
1.) «Бабке с дедом повезло:
Много снегу намело,
И слепили себе дочь,
Чтобы им могла помочь
Но весна красна настала
Без следа их дочь пропала.» (Снегурочка).
2.) «Уплетая калачи
Ехал парень на печи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне». (Емеля).
3.) «Способ есть, но он не прост -
Рыбку я ловлю на хвост.
В проруби ее полно…
Все, пора домой – темно.
Ой, видать, улов богат!
Хвост не вытащу назад. (Волк).
4.) «Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто – то,
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей.» (Царевна Лягушка).
5.) «Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка… ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее? (Красная шапочка).
Слушают загадки команда «Ромашка»
1.) «Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воеми воют.
Стал он кликать золотую рыбку. (Сказка о рыбаке и рыбке).
2.) «Бабочка - красавица
Кушайте варенье!
Или вам не нравиться
Наше угощение. (Муха – цокотуха).
3.) «Он рычит и кричит
И усами шевелит
«Погодите, не спешите
Я вас мигом проглочу
Проглочу, проглочу, не помилую» (Тараканище).
4.) «И прибежала зайчиха
И закричала Ай, Ай
Мой зайчик попал под трамвай
Мой мальчик, мой мальчик
Попал под трамвай» (Доктор Айболит).
5.) «Лети, лети лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по- моему вели…» (Цветик – семицветик).
Воспитатель: Молодцы! Команды справились со всеми заданиями.
Давайте подведем итоги!
Ребята, верьте в сказку.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной,
Родной народ ее творец
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил
Как золото в ларец.