Алла Кралевская
Литературная викторина по произведениям К. Д. Ушинского «По страницам любимых книжек» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина по произведениям К. Д. Ушинского
«По страницам любимых книжек» для детей подготовительной группы
Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11 «Сказка» ст. Георгиевской» Кралевская Алла Викторовна.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о творчестве русского писателя
К. Д. Ушинского.
Задачи:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Книга. Все материалы по теме книг
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Обучающие: закреплять у детей знания названий и содержания сказок, рассказов К. Д. Ушинского, умения их пересказывать, отгадывать описательные загадки по произведениям писателя. Формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями К. Д. Ушинского.
Развивающие: развивать связную речь, выразительность речи детей, логическое мышление, память, внимание, интерес к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству К. Д. Ушинского, любовь к художественной литературе; дружеские взаимоотношения, ответственность при выполнении командных задач, умения работать в группе.
Материал: портрет писателя К. Д. Ушинского, иллюстрации к сказкам и рассказам Д. И. Ушинского, Д/и «Сложи картинку» (разрезные картинки к сказкам «Жалобы зайки», «Солнце и ветер»; к рассказам «Гадюка», «Ласточка»).
Ход викторины
На мольберте портрет К. Д. Ушинского
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас на интересную игру – литературную викторину. А вот кому она посвящёна, вы сейчас узнаете. Посмотрите на портрет этого писателя, вы узнали кто это?
Дети: К. Д. Ушинский
Воспитатель: Правильно, наша игра посвящается творчеству русского писателя Константина Дмитриевича Ушинского. В игре участвуют две команды: «Знатоки» и «Любознайки». За каждое выполненное задание команда получает один бал (ромашку). Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.
Приветствие команд:
Команда «Знатоки»
Девиз: На любой вопрос на свете
Вам знаток всегда ответит!
Команда «Любознайки»
Девиз: Мы, ребята, любознайки,
Книга - наш любимый друг,
Познаём мы всё вокруг!
Воспитатель: Итак, начинаем нашу литературную викторину.
Прежде, всего проведём разминку.
1. Разминка
1. Кем работал К. Д. Ушинский? (учителем)
2. Какая у него была мечта? (научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно).
3. К. Д. Ушинский писал сказки или рассказы? (Сказки и рассказы)
4. Про что К. Д. Ушинский писал свои короткие сказки и рассказы?
(про времена года, про животных и птиц, про растения, про деревья, про детей - об их занятиях и играх).
5. Чему учат сказки и рассказы К. Д. Ушинского? (Они учат добру, справедливости, хорошим качествам, учат видеть и ценить прекрасное).
2. Дидактическая игра «Сказочное лото» (с мячом)
Воспитатель: Я буду называть первое слово названия произведения, а вы отгадываете полное название.
Вопросы команде «Знатоки»
- Восп. : Четыре…
Дети: Четыре желания
- Восп. : Слепая …
Дети: Слепая лошадь
- Восп. Умей…
Дети: Умей обождать
- Восп. : Бодливая…
Дети: Бодливая корова
- Восп. : Спор …
Дети: Спор деревьев
Вопросы команде «Любознайки»
- Восп. : Проказы …
Дети : Проказы старухи – зимы.
- Восп. : Чужое …
Дети : Чужое яичко.
- Восп. : История …
Дети : История одной яблоньки
- Восп. : Дети…
Дети : Дети в роще
- Восп. : Утренние …
Дети : Утренние лучи
3. Узнай произведение по тексту
Воспитатель: Я буду читать отрывок, а вы должны назвать произведение и найти иллюстрацию к нему.
Команда «Знатоки»
1). Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть (Это рассказ «Как в поле рубашка выросла»).
2). Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. (Это рассказ «Четыре желания»)
Команда «Любознайки»
1). Бродя по площади, она случайно набрела на столбы, где висел колокол. Думая вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку и стала дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ стал сбегаться на площадь.
(Это сказка "Слепая лошадь").
2.) Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют. (рассказ «Проказы старухи – зимы»).
4. Игра «Сложи картинку»
Воспитатель: Вам нужно сложить картинку, назвать произведение и ответить на вопросы.
Команда «Знатоки»
1). Разрезные картинки к сказке "Жалобы зайки".
Вопрос: На что жаловался зайка в этой сказке?
2). Разрезные картинки к рассказу "Ласточка"
Вопрос: Скажите, что нового и интересного узнал мальчик от своего отца про ласточек?
Команда «Любознайки»
1). Разрезные картинки к рассказу "Гадюка"
Вопрос: Расскажите, какой поступок совершила собака Бровка?
2). Разрезные картинки к сказке "Ветер и солнце".
Вопрос: Расскажите о чём поспорили солнце и сердитый северный ветер?
5. Сказочные телеграммы
Воспитатель: Ребята, а теперь, отгадайте, кто прислал эти телеграммы, из какого произведения персонаж.
Вопросы команде «Знатоки»
1). Я осталась одна без своего братца Пети. Непослушный он был, все торопился. (Курочка сказка «Умей обождать»)
2). Мы уже проснулись, помогите найти цветочек, нам очень нужен ароматный и сладкий сок. (Пчёлки, сказка «Пчелки на разведке»)
3). Очень устала так как, всю ночь не спала, дом стерегла, воров да волков пугала.
(собачка, сказка «Бишка»)
4). Никак не могу разбудить маленького мальчика. (Солныщко, сказка «Утренние лучи»)
Вопросы команде «Любознайки»
1). У меня наконец –то, проклюнулся последний цыпленок. Только он не много странный вышел : кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. (Курочка, сказка «Чужое яичко»)
2). Как хорошо, что хозяин не подпилил мне рога, они очень пригодились! (Корова, рассказ «Бодливая корова»)
3). Всё закончилось хорошо, я спасла своего котенка из лап орла. (Кошка, рассказ
«Орел и кошка»)
4). Помогите нам решить, кто из нас хозяину нужнее. (Корова, лошадь и собака, «Спор животных»)
6. Игра «Расскажи сказку»
Вопросы команде «Знатоки»
Воспитатель: Я прочитаю начало сказки, а вы должны вспомнить, как она называется и рассказать, чем она закончилась.
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
(Сказка «Два козлика»).
Рассказы детей.
Вопросы команде «Любознайки»
Воспитатель: Теперь я прочитаю конец сказки. Вам нужно сказать, как она называется, и рассказать её начало.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю. (Сказка «Спор деревьев»).
Рассказы детей.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина. Давайте посчитаем, сколько очков - ромашек набрала каждая команда.
Подведение итогов викторины Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями справились и оказались очень умными, внимательными и сообразительными. Сегодня мы увидели, что вы настоящие знатоки произведений К. Д. Ушинского.