Приложение МААМ

Литературная беседа-игра по жизни и творчеству Л. И. Куликова

Усольцева Екатерина
Литературная беседа-игра по жизни и творчеству Л. И. Куликова
▼ Скачать + Заказать документы

Литературная беседа-игра по жизни и творчеству Л. И. Куликова

Воспитатель 2 класса Усольцева Е. С.

Цель: дать представление о Леониде Куликове, как о человеке и поэте.

Задачи:

1) познакомить с жизнью и творчеством поэта;

2) развивать навыки выразительного чтения, памяти, воображения повышать интерес к чтению;

3) воспитывать интерес к творчеству зауральского писателя, развивать чувство прекрасного через чтение стихов, музыку, художественное искусство.

Публикация «Литературная беседа-игра по жизни и творчеству Л, И, Куликова» размещена в разделах

4) воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.

Оборудование: портрет Л. И. Куликова, выставка сказок и стихов автора, аудио-сказка «Белочка-умелочка», мешочек с предметами (ёжик, козлик, белочка, котик, самосвал, картинки с героями (дятел, сорока, петушок).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте строки

И под солнцем Зауралья

Я нашел свой дом и свет,

Потому что в Зауралье

Я родился как поэт.

Это слова замечательного зауральского писателя и поэта Леонида Ивановича Куликова, о котором мы сегодня и поговорим.

Ученик 1:

Леонид Иванович Куликов родился 7 августа 1924 года в городе Иваново Московской области. Маму звали – Антонина Семёновна, она работала учителем истории, отец - Иван Карпович, был – юрисконсультом. Обычная семья, обычные хлопоты, а Лёня Куликов - обычный мальчишка.

У меня занятий горы:

Книжки, шахматы, коньки,

Самодельные растворы,

Рыболовные крючки.

Ученик 2:

Он просто жил как все ребята: ходил в школу, любил лыжи и шахматы, увлекался радиотехникой, мечтал стать химиком. Всё в его жизни было просто и ясно - семья, школа, друзья. Учиться Леониду пришлось уже на Гатчине, именно туда в 1931 году переехала их семья. Лёня заканчивал 7-й класс.

Ученик 3:

Беда в семью нагрянула неожиданно. Когда мальчик учился в 8 классе, то пошел с друзьями кататься на лыжах, а когда вернулся домой, то у него поднялась очень высокая температура, появилась боль в суставах. Лечили от гриппа, но заболевание оказалось намного серьёзнее, каких только врачей и больниц не видел Леонид, какие методы лечения не испытал, каких операций не перенёс. Но болезнь всё больше сковывала суставы. Она уложила в постель пятнадцатилетнего мальчишку надолго, навсегда.

Ученик 4:

Но тут пришла ещё одна беда - война. Отец ушёл на фронт, а на маму, Антонину Семёновну Куликову, легли заботы по эвакуации школы и собственных детей. Эвакуация была неописуемо трудной. Ведь Леонид лежал на носилках. Но мир не без добрых людей. Поезд увозит семью Куликовых из смыкающегося кольца блокадного Ленинграда в направлении на Новосибирск. Ехали около месяца. В дороге Леониду стало плохо, и семью Куликовых сняли с поезда на станции Шумиха. Так, не доехав до места назначения, Куликовы оказались в Зауралье. Поселились в селе Половинном. Здесь и вырос Леонид Иванович как поэт, а Зауралье стало ему второй Родиной.

Что такое зауралец,

Скажет вам любой земляк:

- Левым боком я уралец,

Правым боком сибиряк…

Ученик 5:

Леонид был прикован к постели и целые дни проводил дома, наблюдая через окно за прохожими на улице. Он очень переживал за то, что все его сверстники ушли на фронт, воюют с фашистами, а ему приходится лежать дома. Иногда Леониду приходилось побывать на улице, даже съездить в сельский клуб на какой-нибудь фильм. Все это происходило благодаря маме. Друзья заказали на заводе, который специализировался на изготовлении велосипедов 4 колеса, эти колеса они приварили к кровати, и получилась каталка, с помощью которой Леонид мог появляться на улице.

Леня много времени проводил с деревенскими ребятами, играл с ними, разговаривал, записывал разные истории, которые с ними происходили.

Именно в это время Леонид Иванович начал писать стихи, как для детей, так и для взрослых.

Ученик 6

Мамин день

Дом сверкает чистотой,

На столе варенье.

Мы встречаем всей семьёй

Мамин день рожденья.

Даже дед помолодел,

Празднично оделся.

И Серёжка, молодец,—

Сел и не вертелся.

Каждый что-то приберёг

Для подарка маме.

Я ей вышила платок

Разными шелками.

Для неё букет из роз

Срисовала Катя.

Папа маме преподнёс

Голубое платье.

И от старших не отстал

Маленький Серё жка:

— Мам, возьми мой самосвал,

Поиграй, немножко!

Ученик 7

Портрет

Володя любит рисовать –

Вы только посмотрите!

Однажды он свою тетрадь

Принёс сестрёнке Рите.

— Ну вот, готов и твой портрет!

— А где он, покажи-ка!

— Сперва садись на табурет,

Любуйся, но без крика.

Писать портрет не так легко,

Не все выходит гладко.

Лицо немножко широко,

Но дальше всё в порядке.

А что глаза не велики,

В том вовсе нет ошибки,

И угадают знатоки,

Что в них видна улыбка.

Зато уж губы удались —

Расхваливать не надо!

Немножко пообвисли вниз,

Так это от досады.

И лоб хорош, и нос похож,—

Любуйся, кто не трусит.

Чего ж ты, глупая, ревёшь?

— Она меня укусит!

Учитель:

Его первые произведения были опубликованы в газете «Пионерская правда» (это газета для школьников 10-14 лет, выпускалась в нашей стране, писателю было уже 22 года. Ему было стыдно признаться, что он уже взрослый человек, а пишет стихи в детскую газету. Поэтому он написал, что ему 14 лет.

Чудеса братишка!

Сам не верю я!

Скоро выйдет книжка

Знаешь чья? Моя.

Так писал Леонид в письме своему брату Борису, заканчивающему Военно-медицинскую академию. И, действительно, вскоре вышла книжка Л. Куликова «Скоро в школу». А за первой пошли вторая, третья, десятая. Всего издано 12 книг для детей и сразу в Курганскую область полетели письма от детей-читателей. Читатели приняли Леонида Куликова за своего товарища. А произошло это потому, что поэт понимал своего маленького читателя и памятью своего детства и мудростью взрослого.

Ученик 1

Иногда Леонид Иванович проводил в больнице по несколько месяцев. Но и в эти трудные моменты он не унывал. Писать для малышей, дарить им радость стало целью жизни Леонида Куликова.

Каждая его сказка имела свою предысторию. Однажды в больнице к нему подошел мальчик с книгою о еже и спросил: «А почему ёжик колючий?» Через некоторое время Леонид Иванович ответил на этот вопрос новой сказкой.

Или, когда в гости к Леониду приехал брат Борис с женой и трехлетней дочкой Леной. Девочка попросила: «Дядя Леня, напиши мне сказку про белочку!». Леонид сочинил:

Я маленькая девочка,

За сто ликом сижу.

Иди обедать, белочка!

Орехов положу.

А Лена надула губы:

- И всё? Как мало!

Примерно через год Леонид Иванович создал сказку «Белочка-умелочка» (прослушивание аудио-сказки «Белочка-умелочка»).

Ученик 2:

Вся жизнь и творческая деятельность Л. Куликова неотделимы от его матери, которая была не только кормилицей, но и заботливой няней.

Когда писатель получил свой первый гонорар, то он купил подарок маме – это часы и печатную машинку, для того, чтобы маме было проще набирать его тексты.

Тяжелая жизнь была у писателя, много он вынес на своих плечах, но никогда он не жаловался на жизнь, стойко переносил все невзгоды. Так как Леонид не мог сам встречаться со своими читателями, то мама когда он находился на лечении, объездила всю страну: встречалась со школьниками, рассказывала о сыне, дарила книжки. Этим же она занималась, когда Леонида Ивановича не стало.

Ученик 3:

В 1961 году семье Куликовых дают квартиру, и Леонид с мамой переезжают в город Курган. Леонид Иванович был очень рад этому. Ведь у них появилась квартира со всеми удобствами. В доме Куликовых всегда было много гостей: это школьники, писатели и журналисты.

Ученик 4:

5 сентября 1980 года поэта не стало, но его стихи продолжают жить, бороться за доброту и честность, справедливость и мужество, за счастье быть на земле Человеком. Через 2 года в Кургане была открыта библиотека имени Леонида Куликова.

Учитель:

А теперь давайте поиграем в игру.

Игра «Узнай предмет и прочитай о нём стихотворение».

Детям предлагается с закрытыми глазами достать из мешочка и угадать предметы (ёжик, козлик, белочка, котик, самосвал, прочитать стихотворения. Нужно 5 человек.

Ученик 1.

Как ёжик стал колючим.

В старину колючий ёж

На ежа был не похож:

Не росли на нём иголки,

А росли они на ёлке.

Ёжик летом и зимой

Бегал в шубке меховой.

Был он мягкий,

был он гладкий

И всегда ходил с оглядкой,

Чтоб случайно не попасть

В лисьи лапы

К волку в пасть.

Ученик 2

Белочка-умелочка.

Под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка,

Белочка-умелочка.

Хорошо она жила:

Чай с орехами пила,

Вечером на лесенке

Распевала песенки.

Ученик 3

Про кота.

Кто разлёгся у ворот

И упорно не встаёт?

Это толстый и усатый,

Это Сашка, рыжий кот.

Про кота с утра весь двор

Начинает разговор.

В поучение цыплятам

Куры громко говорят им:

Этот Сашка не годится

Никуда-куда-куда.

Мы подобного ленивца

Не видали никогда.

Ученик 4

Самосвал.

Самосвал,

Самосвал-

Сильная машина!

Каждый день он выпивал

Полный бак бензина.

Он лизал густой тавот,

Пил охотно воду

И, набив себе живот,

Ехал на работу.

Он изъездил сто дорог,

Вывез много грузов:

Кирпичи, бетон, песок-

Всё, что клали в кузов.

Ученик 5

Козёл.

Через плетень глядит козёл

На зелень ярких грядок:

Уж я бы грядки прополол,

Навёл бы там порядок.

Горох заглох,

Салат засох,

И огурцы-

Не молодцы.

А там чеснок

Свалился с ног,

А я бы всё поправить мог.

Учитель: Игра «Откуда эти герои?»

Детям показываю картинки с героями из произведений Л. Куликова : Петушок, Сорока, Дятел. Учитель читает строчки из стихотворений, а дети угадывают названия стихотворений.

Дятел.

Дятел выстукал все щё лки:

-Где таится вредный жук?

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Он в жучиную квартирку

Продолбил большую дырку,

Сунул длинный язычок,

И попался злой жучок!

Хорошо работал дятел,

Не напрасно силу тратил-

Лес был зелен и здоров,

Много было в нём певцов.

(«Дятел - наш приятель»).

Сорока.

А сорока, рассердясь,

Вся от злости затряслась.

-Ах ты, глупая синица,

Ты поверила лисице!

Пусть она пугала,

Ты бы ей сказала:

«Твои зубки - не пила,

Не спилить тебе ствола!

Да и хвостик – не топорик,

И ступай, куда пошла!»

(Хитрая сорока).

Петушок.

Куры пили из реки,

Наклоняя хохолки.

Оправляли пёрышки,

Полоскали горлышки.

А петух стоял, гордился,

Что раскрашенным родился,

Грудка золотистая,

Глотка голосистая.

(«Петушок в беде»).

Учитель:

Игра «Отгадай загадку».

Птичка невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет

Хочет сделать шажок

Получается прыжок (воробей)

Всё стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

А зовут её (сорока).

Встаёт на заре

Поёт во дворе

На голове гребешок

Кто же это? (петушок).

Учитель:

Итоговые вопросы:

- Кто главные герои сказок Л. И. Куликова?

- Что можно о них сказать, какие они?

- Почему белочку называют «умелочкой»?

- Почему «дятел наш приятель»? А сорока хитрая?

- Чему учат эти сказки?

А теперь давайте Вы нарисуете, понравившихся Вам героев сказок или стихов Л. И. Куликова.

Выставка рисунков.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье» Я, как воспитатель с 35 летним стажем и бабушка, давно сделала для себя вывод: хочешь узнать о ребёнке побольше – понаблюдай за его игрой. Ситуация.

Дидактическая игра по ФЭМП и художественному творчеству «Нарядим девицу единицу» с детьми средней группыДидактическая игра по ФЭМП и художественному творчеству «Нарядим девицу единицу» с детьми средней группы Цель: формировать представление о цифре 1 Задачи: - познакомить с другим названием цифры 1 – единица; закрепить представление о том, что.

Игра в жизни ребенка раннего возрастаИгра в жизни ребенка раннего возраста Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает.

Фотоотчёт «Эрудит-игра «Здравствуйте, товарищи дети!» по творчеству С. Маршака в библиотеке» (подготовительная группа)Фотоотчёт «Эрудит-игра «Здравствуйте, товарищи дети!» по творчеству С. Маршака в библиотеке» (подготовительная группа) Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт литературной эрудит – игры для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуйте, товарищи дети!», посвящённой.

Игра — беседа «Наши ноги» Цель : Дать детям представление о строение ног человека, об их значимости в жизни человека Уточнить и закрепить правила ухода за ногами.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Познавательная беседа с детьми шестого года жизни «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок»Познавательная беседа с детьми шестого года жизни «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок» Цель беседы:Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к различным видам труда,к.

Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребёнка» Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребенка» в старшей группе. Сегодня мы поговорим о том, вот что играют наши дети. Зачем нужна.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка (фотоотчёт)Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка (фотоотчёт) Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенкаСюжетно-ролевая игра в жизни ребенка СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная беседа-игра по жизни и творчеству Л. И. Куликова
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 08:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературная беседа-игра по жизни и творчеству Л. И. Куликова» (включая файлы) размещена пользователем Усольцева Екатерина (УИ 1339560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД