Ирина Погорелова
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
▼ Скачать + Заказать документы
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки называли приберихой, то лето звалось припасихой. Надо было заготовить сено на всю зиму, чтобы скотина не осталась голодной. Много рабочих рук надо было в семье иметь на время покоса. Поэтому, отправляясь на покос, брали с собой кукол Покосниц. Одну из них клали в первый стог. Вторая должна была беречь руки косцов от ран. Вот почему ее ручки так старательно обмотаны красной обережной нитью. А третью куколку делали детям, чтоб им было чем заняться в поле, пока взрослые работают. Вот такую куклу Покосницу обережную сделала я для своего народного календаря.
Публикация «Листая страницы народного календаря, Куклы летних празднеств,» размещена в разделах
- Календарь народной куклы
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Лето
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии летних развлечений
- Темочки
Июньские дни длинные, работа длится от зари и до первой росы, и наконец, в июле наступало время праздника. С 12 по 15 июля праздновали Ярилины именины. Ярило – славянский, языческий Бог Солнца, деторождения, плодородия и ярости. Основным мифом о Яриле является повествование, о сотворении жизни. Долгое время Матушка-Земля спала беспробудным сном, но вот как-то появился Ярило и стал ее будить своими ласками и страстными поцелуями. Поцелуи были горячи как солнечный свет, и Земля, согретая ими, пробудилась. А на месте поцелуев появились поля, леса, луга. Солнечный бог продолжал целовать Землю. И на ней появились озера, реки, моря, океаны. Земля разгорячилась от ласк Ярилы и породила насекомых, рыб, птиц и животных. Последним появился на свет человек. Так звучит один из вариантов языческого мифа о сотворении мира и появлении жизни.
Праздники в честь Бога солнца длились 3 дня. Юноши и девушки собирались на «ярилиной плешке» - определенном месте за пределами селения. Весь день народ гулял, пел, угощался, танцевал. На этом празднике чествовали юношу (Ярилу) и девушку (Ярилиху, наряженных в белые одежды и украшенных лентами и бубенцами. Как только наступала ночь, зажигались костры, именуемые «ярилиными огнями». По поверью, человек, перепрыгнувший через костер, обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.
Делали куклу в рост человека и маленькую. Обязательно прикручивали три солнечных диска, что означало восход, зенит и закат. Ставили куклу на пригорке и три дна подряд приносили дары и просили, чтобы солнце приносило больше тепла, дольше задержалось на небе для скорого созревания урожая. В эти же дни собирали травы с 12 полей, которые считались целебными, их сушили, пили чай. Завершая праздничные гуляния, куклу сжигали со старыми ненужными вещами. Таким образом, люди словно говорили, что пора бы и заканчивать веселиться, настало время работать.
Куклу я сделалась из лыка. Ярило, бог солнца, представился мне молодым привлекательным юношей в белых одеждах. Так как он часто отождествлялся с солнцем, волосы сделала ему золотыми, на голове венок из полевых цветов. Всюду, где Ярило пройдет босыми ногами, всё начинает цвести и плодоносить. А там, куда ступало копыто его коня, вырастала густая рожь. Вот какой Ярило - податель жизни и любви получился у меня. Оберег для тех, кто хочет любить и быть любимым.
В августе наступало время жатвы. Жатва - процесс уборки злаковых культур, один из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле крестьян, относящихся к хлебу как к высшей ценности; в обрядовом комплексе, сопровождавшем жатву.
В начале жатвы проводили обряд первого ("зажиночного") снопа, жать который предоставлялось самой старшей в семье женщине. Перед тем, как начинали жатву, делали обрядовую куклу «Жница». Жницу еще называли «куклой первого снопа». Куклу клали на полосу и от нее начинали жать. Жница символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, способность к зачатию, вынашиванию и рождению. Кроме того, Жница символизирует женскую рабочую силу и неутомимость: эта куколка помогала настоящим жницам в поле во время уборочной страды, когда работы было невпроворот. Хлеб нужно было убирать быстро, поэтому в поле выходили все от мала до велика. На поясе куклы мешочек с хлебом-солью, за спиной куклы привязаны двое младенцев. Работа от зари до зари, сопровождалась зачастую кормлением грудных детей прямо в поле. Кукла отражает праздничную сторону жатвы, поэтому я её сделала в красивых, ярких одеждах. Жаркая пора жатвы была важна для семьи и требовала высокой самоотдачи, к которой и готовились женщины, создавая куклы и настраиваясь на тяжкую работу. В этой куколке сочетается и материнство, и плодородие, и труд, рабочая сила и неутомимость, все, что было основными составляющими жизни женщины.
Эта волшебная кукла как будто собирает в себе всю энергию и силу налитых соком колосьев, жаркого солнца уходящего лета, зрелых августовских запахов и звуков. Она весь год будет напоминать мне о том, сколько мощи заложено природой в каждую жизнь, сколько условий она создает для того, чтобы жизнь эта реализовалась как можно полнее. Она поможет мне сконцентрировать свои намерения и силы для новых свершений.
Этот чудесный кукольный мир. Через кукол идет волшебная дорожка, по которой можно попасть в далекое (и не очень) прошлое. А там сказочный мир, где наше милое детство, детство наших мам, бабушек, прабабушек… Глядя на сайте Маам и других сайтах на представленные мастерами и собирателями - исследователями народные куклы осознаешь, что один из древнейших пластов народной культуры сейчас приоткрывает нам свои сакральные знания, а некогда прерванная «Золотая цепь» традиций восстанавливает утраченные звенья.