Ирина Погорелова
Листая страницы народного календаря. Куклы весенних празднеств
▼ Скачать + Заказать документы
Тряпичные русские обрядовые куклы, являясь частью "бытовой магии", естественно, играли свою роль в весенних народных праздниках. Именно об этом я и хочу вам рассказать.
Весна – время важное и судьбоносное для наших предков. По представлению наших предков-славян, чтобы Весна скорее наступила, ее нужно было зазвать, "закликать". Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше. Нельзя же Весне приходить незваной гостьей! Обидеться, отвернется, не принесет тепла и солнышка. А гостья она дорогая, долгожданная. Вот и встречали-зазывали Весну на все лады. Весенних тряпичных кукол - закличек известно несколько: Веснянки, Первоцвет, Мартинички, Птица-радость. Всех этих кукол объединяет главное – их цель "приманить" Весну.
Публикация «Листая страницы народного календаря, Куклы весенних празднеств» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Календарь народной куклы
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Темочки
В христианскую эпоху весенние тряпичные куклы делали "на радость", чтоб порадовать уставших от долгой зимы домочадцев. И еще – все эти народные куклы – куклы "одного дня". То есть делали их именно для этого дня (или нескольких дней, а потом уничтожали. Поэтому все куклы-веснянки несут еще одну функцию – очистительную. Ведь сожженная или отправленная в "путешествие" по реке или ручью кукла "уносила" с собой болезни, напасти, несчастья и, даже, грехи. Часто кукол не уничтожали, а просто подвешивали на ветках деревьев и оставляли там.
Дни, к которым приурочивали создание кукол-Веснянок, сильно менялись в разных регионах. Неизменным оставался только месяц – март. Но, чаще всего днем народных тряпичных кукол Веснянок становилось 1 (14) марта – праздник Авдотьи-Весновки считался в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно.
Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, ростом куколка - с ладошку, а силы, радости в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета (желтый, красный, зеленый, синий, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.
Кукла Веснянка - это оберег молодости и красоты. Каждая женщина мечтает сохранить свою молодость и красоту, быть любимой, излучать радость и счастье! Подарив такую куколку женщине — значит пожелать всегда быть обаятельной и желанной. А какая женщина откажется быть обаятельной и желанной? Вот и сделала я для себя любимой такую куколку Веснянку.
Мужских народных кукол совсем немного, в основном - женские. Мужским доверялось покровительство ремеслам и другим сугубо мужским делам. Их держали в мастерских, а так же как обереги на пасеках. 17 апреля - день памяти Преподобного Зосима-Пчельника. Изначально пресвятой Зосима был игумном Соловецкого монастыря, возведенный в чин святого стал покровителем всех пчеловодов на Руси. Согласно легенде, до святых Зосима и Савватия на Руси совсем не было пчел, и они первые принесли эту "божью работницу" из земли Египетской. Зосима и Савватий набрали пчелиных маток, заключили их в тростниковую палочку и отправились из Египта в православную Русь. Жители Египта, увидев, что пчелы оставляют их горы и целым облаком вьются над головой удаляющихся чужестранцев, пустились в погоню и скоро настигли Зосиму и Савватия. Когда погоня стала приближаться, святые далеко бросили тростниковую палочку, и при обыске ничего у них не нашли.
Согласно народным славянским традициям, когда вывозили улья на пасеку, соблюдали обряды. Посередине пасеки устанавливали стол, накрывали его нарядной скатертью с обережной славянской вышивкой. На стол ставили хлеб-соль, "Богоявленскую воду", оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, "нагребали жару в черепок". В этот же день приносили в церковь мед и почти повсеместно кормили пчел благовещенской просфорой. Верующие пчеловоды ставят на пчельниках икону Зосимы и Савватия, произносят особую молитву, с которой обращаются к своим покровителям. Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженной свечой, кропят ее освященной водой. Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.
Куклу Зосимы Пчельника изготовила из натурального льна и лыка. Веселые пчелки-труженицы, которые всегда рядом с Пчельником, одна даже на его посохе. Это его неутомимые помощницы. Кукла Зосимы Пчельника бережет пчел от мора, обеспечивает добрый урожай меда и много приплода. В результате моих стараний получился собирательный образ русского пчеловода по имени Зосима. В волосах у него запуталась пчела, еще одна сидят на рубахе, третья на суме, а четвертая - на посошке.
Славяне считали пчелу Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. По поверью древних пчеловодов, пчела настолько свята, что даже сам грозный Илья Пророк не может ударить громом в улей. Пчела жалит только грешника.
С тех пор, как Соловецкие странники Зосима и Савватий положили начало пчеловодству, прошло уже много веков, но народная кукла сохранилась до наших дней. Куклу - мотанку Зосима Пчельник с пчелками делали для благочестивой, размеренной и спокойной жизни, сладкой и с достатком.
В мае на праздник Вознесение (не имеет своей постоянной даты и приходится на сороковой день после Пасхи, в ряде мест к этому празднику приурочивались обряды и приметы, связанные с кукушкой. Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко.
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы "кукушкины слёзки". Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от "кукушества", провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства "не быть кукушкой".
Вот какая милая "Кукушечка" из джутового шпагата получилась у меня. Еще кукла "Кукушка" считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.
Каждая кукла - это мир, который рядом, в котором мы живем каждый день.
Каждая из них является входом в этот мир, в прекрасный и настоящий, в мир любви, заботы о своих родных и близких. Заботьтесь, дарите друг другу любовь и радость.