Татьяна Туева
Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
«Детей надо постоянно удивлять,
Ибо без этого нет запоминания
И развития мысли».
Сегодня уже всем известно, что наше самочувствие во многом зависит от состояния окружающей среды. А острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества. Но взрослых перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы обязаны обратить внимание на подрастающее поколение. У этого поколения можно и должно сформировать новое экологическое сознание.
Публикация «Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть)» размещена в разделах
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под экологическим воспитанием детей я понимаю прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Необходимо учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей, понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. То есть дети должны знать законы, по которым живёт природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это. Ведь очень часто из–за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения.
Занимаясь экологическим образованием стараюсь сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Работая в группе раннего возраста, я изучила программу «Кроха», которая предусматривает и экологическое воспитание (автор раздела Терентьева Е. Ф.). Используя в работе её советы и рекомендации, я стала привлекать малышей к ежедневным наблюдениям из окна. Обращала их внимание на разнообразные объекты природы (птиц, деревья, кустарники, животных, солнышко, дождик, тучи, снег и др., стараясь вызвать эмоциональный отклик. В группе оформила экологическое окно, в котором ежедневно после наблюдений, мы отмечали погоду, используя простейшие объекты (солнышко, туча, ветер, снег и дождь). Все наблюдения старалась связать с игрой, изобразительной или музыкальной деятельностью. Например, после наблюдений за снегопадом, дети превращались в «снежинки» и «летали» : Собрались мы в кружок завертелись как снежок, пели песню «Как на горке снег». На прогулках играли со снегом, рассматривали его. Затем изготавливали снежинки из бумаги, играли с ними, изображая снегопад, а после приклеивали снежинки на панно. В другой раз рисовали как «На деревья, на лужок тихо падает снежок». Аналогичную работу проводила и в процессе наблюдений за другими объектами природы.
Для организации наблюдений за птицами повесила кормушку вблизи окна наблюдений, чтобы дети могли лучше рассмотреть птичек, их оперение, части тела, понаблюдать за их поведением. Малыши регулярно видели, как я насыпаю в кормушку корм, затем мы вместе наблюдали, как птицы клюют его. Постоянно объясняла ребятам зачем надо подкармливать птиц зимой. Мы играли в подвижные игры: «Птички», «Птички большие и маленькие»; пели песню «Маленькая птичка». А результатом стало открытое занятие «Птичка прилетела», на котором малыши совместно со старшими дошкольниками украшали для птиц «торт» сушёными ягодами черёмухи, рябины, семечками, чтобы птицам зимой не было голодно.
Такая организация работы помогла мне развить у детей интерес к наблюдениям, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать изменения окружающего мира, эмоционально реагировать на них.
Твёрдо уверена, что экологическое воспитание будет действенным только тогда, когда есть непосредственный контакт ребё нка с объектами природы: наблюдения, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними. А расширять и дополнять полученные впечатления можно во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно – продуктивной, театрализованной, музыкальной.
В младшем возрасте у детей идёт накопление знаний об окружающем мире, поэтому, чтобы упорядочить и систематизировать работу в этом направлении разработала перспективные планы по экологическому воспитанию для младшего дошкольного возраста. С учётом интеграции разных видов деятельности и на основе уже имеющихся у детей знаний. Сделала подборку опытов и экспериментов для проведения с малышами. Составила картотеки: наблюдений, экскурсий и целевых прогулок, экологических, подвижных игр и игр–упражнений, трудовой, продуктивной, игровой и театрализованной деятельности.
Но, работать по ним мне не пришлось, по распоряжению администрации я была переведена на подготовительную группу. Свой наработанный материал предложила коллегам. Используя их при составлении календарных планов, педагоги по достоинству оценили перспективное планирование, которое обеспечивает системный подход к экологическому образованию малышей. А со стороны администрации планы были одобрены и рекомендованы к распространению.
Работая в тесном сотрудничестве с напарницей Волковой Татьяной Владимировной, мы постоянно наполняем предметно – развивающую среду богатым и разнообразным материалом. Она формирует у детей любознательность и интерес к окружающему миру, способствует познавательному развитию, обеспечивает отдых и смену деятельности. Например, в группе организован уголок природы, где размещены комнатные растения, на которых есть таблички с названием растения и правилами ухода за ним; установлен аквариум. Здесь же хранится альбом с подробными сведениями об имеющихся растениях и обитателях аквариума; материалы и инструменты для осуществления ухода за ними. То есть, имеется объективная возможность для приучения детей к осознанным действиям, исходя из принципа «Не навреди!». В уголок природы помещены также календари наблюдений за погодой и ростом растений, в которых дети фиксируют свои наблюдения и практическую деятельность; астрономические календари, на которых дети устанавливают текущее время года, месяц, день недели, число, визуально определяют отрезок прожитого года, долготу светового дня. В процессе совместной деятельности ребята получили общий способ работы с календарями, и теперь делают это самостоятельно, используя для ориентира условные обозначения, цвет, форму, иллюстрации, цифры и надписи.
В познавательный уголок собраны разнообразные книги о природе, об окружающем мире, коллекции открыток, камней, значков, модели биоценозов: «Мир Африки», «Антарктида», «Динопарк» и др., изготовленных в процессе совместной деятельности с детьми. Имеется проигрыватель с набором пластинок, телевизор для просмотра телепередач, географические карты, глобус.
В детском саду есть экологический класс, в котором оборудована лаборатория. Посещая её, дети на практике проверяют то, что знают об окружающем мире, ставят опыты, делают свои маленькие открытия, проявляя независимость и самостоятельность.
Для развития творческих способностей детей мы обустроили уголки театрализованной, художественно – продуктивной деятельности, где на выбор представлен разнообразный материал.