Ирина Погорелова
«Листая страницы народного календаря». Куклы зимних празднеств
▼ Скачать + Заказать документы
В своей публикации я хочу продолжить рассказ о народном календаре и традиционных куклах зимних празднеств.
С наступлением холодов народ начинал заниматься рукоделием и разного рода ремеслами. Девушки собирались в хате и делали кукол - обережных и игровых, очистительных и обрядовых, больших и малых.
Темочки:
- Зимние праздники
- Календарь народной куклы
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Темочки
Двадцать пятое декабря, день святого Спиридона, в народном календаре отмечен совершенно особыми приметами-поверьями, присущими исключительно ему. Это день, когда, по народной примете, солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
Поэтому-то всегда к имени вспоминаемого в этот день святого и присоединяются слова: «солноворот», «солнцеворот», «поворот» и т. д. Солнце, поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, хотя и говорят, что со Спиридона - солноворота до Нового года день прибавляется всего только на «куриный шаг» или даже и того менее — на «гусиную лапу».
В Туле по рассказам старожилов, был такой обычай у детей — ловить солнышко в материнский платок на день Спиридона-солнцеворота. Дети брали большой платок, выходили на берег реки и со словами:
«Солнце, солнце!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Приходи ко мне,
В платок,
Тебе будет закуток!» — вчетвером ходили по кругу, взявшись за четыре конца большого платка. Со словами «приходи ко мне в платок, тебе будет закуток!» — сходились в центр, и солнышко как бы оказывалось внутри платка. Потом расходились по разные стороны, встряхивали платок и как бы возвращали солнце на небо. Повторяли это еще несколько раз — то зазывали солнце в платок, то от-пускали его.
В старину делали соломенную куклу Спиридона-солнцеворота. Это был мужчина из соломы в один или 1,5 м ростом, одетый в рубаху, порты и шапку, подпоясанный красным поясом. К ручкам куклы Спиридона-солнцеворота привязывали колесо, которое символизировало движение времени (в данном случае движение к весне и лету). После того, как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. На празднике совершали обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!" К вечеру устраивали большой хоровод, а затем сжигали куклу, предварительно раздев, вместе с ненужным хламом. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни. После костра люди расходились, шли в гости друг к другу. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясти, соткать, сплести до праздника Спиридона-солнцеворота.
Вот и я хочу показать, какой Спиридон у меня получился. Он конечно не 1, 5 м ростом, а в 10 раз меньше, но тоже красавец.
Считается, что «Спиридон-солнцеворот» может кардинально повернуть жизнь в нужную сторону, одним только поворотом солнца! Я в это искренне верю.
Переход от старого года к новому знаменовался на Руси Святками. В святочные дни одинаково популярными были всевозможные гадания и ворожба. Особой традицией на Руси во время святок было колядование. Эта традиция сохранилась с дохристианских времен. В ночь на Коляду (6 января) жгли костры (зажигали священный огонь, который горел на улице 12 дней) вокруг костра плясали с приговорками. Колядование - магический святочный обряд, который совершался в рождественский Сочельник, утром в Рождество, в день наступления Нового года или накануне Крещения. Ватаги молодежи ходили по дворам, поздравляли и славили хозяев, требовали и получали дары. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряженья, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб. «Коза» - это ряженый – на нем тулуп мехом наружу (вывернутый наизнанку, на лице маска козы с рожками, с бородой из пакли, на руках яркие варежки, на ногах валеночки, или живая коза, или сделанная коза – кукла.
Оцените мою Козу. Украсила ее колокольчиками, бубенчиками, бусами, лентами, подковкой на счастье. На поясе мешочки с солью и зерном. Обереговая ритуальная кукла Коза добавляет своей хозяйке задора, женской привлекательности, веселости и независимости. А всем обитателям дома приносит хорошее настроение и достаток.
Козу делают каждый год. Она приносит исполнение желаний и успех во всех начинаниях, а также поможет избавиться от хандры и депрессии. Своими колокольчиками она словно дарит свое веселье и жизнерадостность и отгоняет тоску и печаль из сердца.
А к приходу весны в феврале делали кукол маслениц. Это и тряпичная Масленица, и Домашняя Масленица и даже Масленица Большая, которую сжигали в прощеное воскресенье. Масленица издавна была общенародным праздником. Масленичное чучело - атрибут праздника Масленицы, являвшийся главным действующим лицом в цикле обрядовых действий. Масленая неделя представляла собой дни обильных угощений, когда традиционное славянское хлебосольство и гостеприимство проявлялись во всей своей широте.
Помимо Большой Масленицы существует еще тряпичная кукла масленица. Такую куклу делают в канун масленицы и хранят ее круглый год. Это мощный оберег дома, семьи и тепла. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту. На следующий праздник куклу сжигают. Уничтожая Масленицу, крестьяне всеми обрядовыми действиями символически уничтожали и прогоняли зиму и смерть.
Такую Домашнюю Масленицу сделала я.
Как видно - зима полна событий и в ней есть место народной тряпичной кукле, как одному из видов рукоделия и времяпровождения. Когда все замирает и готовится к приходу весны.