Татьяна Туева
Экологические страницы (из опыта работы, часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольном мире существует множество программ и технологий по экологическому воспитанию. Со многими из них я познакомилась, некоторые изучила: «Наш дом природа» Рыжовой Н. А., «Мы» Кондратьевой Н. Н., «Юный эколог» Николаевой С. Н.
Главная цель их изучения – отбор и систематизация экологически значимого содержания о природе и окружающем мире для детей моей группы, в соответствии с учётом имеющихся материалов на базе детского сада и природного окружения.
Публикация «Экологические страницы (из опыта работы, часть 2)» размещена в разделах
На первых этапах экологическое воспитание детей подготовительной группы строила по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», далее начала коррекцию программы, разработала свои методические рекомендации.
Являясь членом творческой группы детского сада разработала тематические планы по познавательному развитию в регламентируемой и не регламентируемой деятельности детей с учётом требований программ «Радуга», «Экологическое воспитание дошкольников». Для проведения экологических мероприятий в нетрадиционной форме разработала рекомендации по подготовке к проведению экологических акций : «Дерево», «Ёлочка – живая иголочка», «Чистый воздух», «Берегите воду», «Внимание первоцветы». С целью систематизации работы по экологическому воспитанию разработала тематические и перспективные планы для работ в подготовительной группе: организация наблюдений, экскурсий и целевых прогулок, исследовательской и трудовой деятельности. Принимала активное участие в составлении тематических планов по формированию здорового образа жизни: «Твоё здоровье и безопасность». Участвовала в разработке содержания экологизации развивающей среды для уголков познавательной, продуктивной, художественно–речевой, музыкальной, театрализованной и изобразительной деятельности с учётом требований программы и условий детского сада.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание уделяю организации наблюдений и проведению опытов. Дети очень любят экспериментировать. Именно этот интерес я и решила использовать, поэтому, поставила перед собой задачу: помочь детям связать результаты исследовательской деятельности с их практическим опытом, уже имеющимися у них знаниями; и подвести ребят к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, помогают развивать мышление, логику, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Особенно важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ведь, какими бы интересными ни были действия педагога, дети быстро устают наблюдать за ними. А вот когда они сами пробуют, экспериментируют, проводят опыты находя ответы на поставленные вопросы, вот тут и интерес и желание экспериментировать ещё и ещё. Работу провожу по 3 направлениям:
1. Знакомство с познавательной информацией (на занятиях, в беседах).
2. Проведение опытов, экспериментов в совместной деятельности.
3. Самостоятельная поисковая деятельность детей (создать условия).
Планируя свою работу, стараюсь действовать гибко – подстраиваюсь под особенности и интересы детей своей группы, учитываю их желания и потребности. Стараюсь создать такую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Например, обходя с ребятами участок детского сада, с целью закрепления знаний о разных породах деревьев мы заметили на берёзе глубокую рану. Кто мог такое сделать? Одни равнодушно прошли мимо, некоторые остановились, осмотрели рану, забеспокоились. На следующий день ребята уже «лечили» дерево садовым варом. Эта работа никого не оставила равнодушными, все хотели помочь берёзке. Теперь, ни одна прогулка не обходилась без посещения берёзки, улучив момент ребята подбегали к дереву, стараясь побыть с ним наедине, здоровались, поглаживая ствол, осматривали рану. Интерес к берёзке был настолько велик, что у меня появилась прекрасная возможность познакомить детей с жизнью дерева. Используя рекомендации Н. А. Рыжовой в проекте «Здравствуй, Дерево!», я стала вовлекать детей в наблюдения за берёзкой, сочетая их с исследовательской и практической деятельностью.
Всю свою работу мы фиксировали в специальном альбоме: так появились странички : «Портрет берёзки», «Размер», «Родственники», «Соседи», «Берёза – Дом», «Листья», «Куда исчезают листья?». Первым подведением итогов нашей работы, стало открытое занятие «Наша Берёзка», на котором дети рассказали о том, что они узнали о своём дереве за осенний период, проводили опыты, читали стихи, пели песни о березке, принимали участие в составлении рекламы своего дерева.
Работа над проектом «Здравствуй, Дерево!» увлекла не только меня и детей, но и родителей. Они помогали ребятам в сочинении рассказов и сказок о берёзе и её обитателях, подбирали информационный материал, иллюстрации, принимали участие в конкурсе на лучший рисунок.
Считаю, что экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи. Чтобы выяснить отношение родителей к проблемам экологического воспитания, мы провели анкетирование. Ответы помогли выявить увлечения взрослых, обозначили проблемы (неумение организовать наблюдения в природе, недостаточный запас пословиц, поговорок, народных примет и др.).
В помощь родителям оформили информационный «Экологический стенд» в фойе детского сада, где они всегда могут познакомиться с основными направлениями в работе детского сада, с задачами экологического воспитания.
Родительский уголок в нашей группе мы оформили, используя рубрики: «Народный календарь», «Гуляй, да присматривайся», «Помоги себе сам». Здесь помещаем информационный материал, советы, рекомендации, консультации для родителей. Например, консультации «Живые барометры», «На природу, заряжаться биоэнергией от деревьев!» информируют родителей о том, как организовать наблюдения с детьми. Под рубрикой «Помоги себе сам» помещаем бабушкины советы, рецепты: «Лечение чесноком», «Мёдолечение», «Массаж при ОРЗ» и др.
Стараемся чаще привлекать родителей к активному участию в делах группы. У нас стало традицией проведение конкурса на «Лучший осенний букет», выставки «Дары осени», развлечения «Именины овощей», экологических акций : «Ёлочка – живая иголочка», «Берегите воду», где родители полноправные и активные участники. Совместно с родителями мы выпускаем «Лесную газету», заполняем страницы «Жалобной книги природы». От такой совместной работы выигрывают все : дети счастливы, что взрослые проявляют интерес к их делам, а родители помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.