Светлана Кукушкина
Личностно-ориентированные технологии в работе с детьми с ОВЗ
Учитель— дефектолог в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка с ОВЗ как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество.
Публикация «Личностно-ориентированные технологии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Исключительное значение в педагогическом процессе придаётся игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Работа с детьми ЗПР строится в соответствии со следующими основными положениями:
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития, то есть создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
- восполнение пробелов развития детей путем организации предметно- практической деятельности;
- подбор заданий для создания «ситуации успеха» у дошкольников с ОВЗ
- дифференцированный подход к детям;
- развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности.
Личностно-ориентированный подход в опыте выражается в следующих положениях:
-опора на положительные качества,
-подход к дошкольнику с ЗПР с оптимизмом и доверием;
-просьбы, стимулирующие добрые дела;
-создание «ситуации успеха»
-показ положительных примеров;
-проявление доброты, внимания, заботы;
-внушение уверенности;
-реализация потребностей в игре;
-удовлетворение потребности в самореализации;
-похвала, присуждение награды.
Говоря о толерантности и интеграции данной категории детей в общество, одной из задач является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе через развитие социальных навыков,
Учитель— дефектолог должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.
Существуют три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) - это понимание, принятие и признание личности ребенка.
Основные задачи реализации личностно— ориентированных технологий в образовательном учреждении:
Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи;
Своевременная диагностика и включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции речевого развития;
Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;
Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка;
Использование личностно ориентированных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ :
Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.
- Во время обследования – основная форма диалог.
- Карта развития отражает изменения в психо-речевом развитии ребенка, динамику развития его ВПФ, ребенок «сравнивается с самим собой»
- Во время индивидуальных занятий учитываются все желания ребенка.
- Задания для вечерних коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка.
- Индивидуальная тетрадь ребенка является полем его творчества. Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой
- Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома
На групповых занятиях
- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия ( эмоциональных: радость, досада, веселость и др. ; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
- Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
- Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
- Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.)
Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.