Скоробогаткина Марина Станиславовна
Летние задания логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для детей лето - это возможность отдохнуть от обычной годовой нагрузки. Но как провести каникулы с пользой, чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и не забыл все, что с такими усилиями удалось добиться за год?
Заниматься нужно только в игре, такие занятия будут гораздо продуктивнее сидения за столом с книгами. Я хочу предложить вам игры и упражнения на развитие речи ребенка, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: во время прогулки, поездки, похода по магазинам и т. д.
Публикация «Летние задания логопеда ДОУ» размещена в разделах
I. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
1. «Я знаю пять…» - предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… и т. д.
2. «Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь, части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы, части мебели, например шкафа (ножки, дверцы, ручки).
3. «Назови одним словом» - игра, позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Для младших детей лучше использовать картинки: несколько предметов игрушек, одежды, обуви. Детям постарше можно давать словесные инструкции: «Как назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это.?
4. «Скажи наоборот» - учим ребенка подбирать слова - антонимы и образовывать пары: друг - враг, тишина - шум, легкий - тяжелый, длинный -короткий, далеко - близко, весело - грустно.
5. «Кто что делает?» - развиваем глагольный словарь. Малышам можно задавать вопросы по картинкам: «Что делает птичка?» (сидит, летит, поет). Для детей 5-6 лет предлагаются инструкции без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание предлагайте ребенку образец: «Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?» («Как подают голоса животные?»). Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий.
II. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1. «Один - много» - развиваем и закрепляем у ребенка способность образовывать форму множественного числа имен существительных: один стол, а если их много, то это - столы; кот - коты, дом - дома, окно - окна, лист - листья…
2. «Сколько?» - развиваем способность согласовывать имена числительные с именами существительными. Гуляя с ребенком на улице предложите ему сосчитать любые предметы, например, дома: один дом, два дома, пять домов; окна, машины, мячи, птиц, листья.
3. «Назови ласково» - развиваем способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования. Взрослый называет большой предмет, а ребенок маленький, причем маленький предмет нужно назвать «ласково» : большой мяч - маленький мячик; дом - домик, яблоко - яблочко, елка - елочка…
4. «Какой, какая?» - развиваем способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. «Апельсин какой?» (оранжевый, круглый, сладкий). «Ведерко какое?» (желтое, пластмассовое)
5. «Назови детеныша» - развиваем умение образовывать название детенышей животных. Предложите ребенку выполнить задание без зрительной опоры по образцу: «У кошки котенок, а у козы? У лисы, у утки, у зайца. Дети 5-6 лет, аналогично выполняют задание, продолжая фразы: «У медведицы - медвежонок, а у коровы, у свиньи, у лошади?»
6. «Чья, чье?» - у детей 5-6 лет развиваем способность образовывать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки - бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про хвост лисы? Про берлогу медведя?»
Так же необходимо развивать умение ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит птичка?» (на дереве, где летает бабочка? (над цветком, куда положили покупки? (в сумку…
III. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
1. «Повторюшка» - развиваем способность отраженно повторять слоги. Для детей 4 лет предложите повторить слоговые пары : па - ба, да - та, са - за, ма -ба, ва - ка, на - ня.
Для детей 5-6 лет цепочки слогов и слов : ба – па - ба, да –та - да, га – ка - ка, тя – та - тя; кот – год - кот, бочка – почка - бочка, мишка – мышка - мишка.
2. «Назови первый (последний) звук в слове» - взрослый акцентировано произносит начальный звук слове (начинать лучше с гласных) – Оля, аист, удочка, и предлагает ребенку определить какой звук первый в слове. Аналогично выполняется задание на выделение конечного согласного звука: суп, кот, лимон, сок.
Шестилетнему ребенку можно предложить задание на определение количества звуков в словах: бык, дом, вата, банан.
IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка.
Чтобы речь ребенка была понятна вам и окружающим необходимо вызывать у него желание о чем - то рассказывать, учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Расспрашивайте ребенка о важных для него событиях, внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию, подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования связной речи: описание предметов по картинке и по памяти; пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок и т. д.
Так же рекомендую подключить игры с песком, водой, с мячом - это отличная база для развития мелкой и крупной моторики. Не забывайте об общении детей на улице, на игровых площадках, в коллективных подвижных играх.
Желаю хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!