МААМ-картинки

Задания для развития образного мышления

Мария Видякина
Задания для развития образного мышления
▼ Скачать + Заказать документы

Задания для развития образного мышления. для детей старшего возраста.

Какие трудности испытывает педагог на занятиях по развитию речи? Наибольшие связаны с заданиями на образное мышление, в частности с работой над смыслом пословиц и поговорок. Почему мы приводим этот пример? Психологи считают, что умение правильно понимать и объяснять скрытый смыл пословиц и поговорок говорит о высоком уровне развития интеллекта ребёнка. Основная методическая сложность кроется в их иносказательном характере, в их скрытом смысле, который можно толковать по – разному. Во многих случаях их текст не соответствует иносказательному смыслу. Отсюда и сложность: не только пояснить детям смысл пословицы, сколько донести смысл иносказания, срытый смысл. Однако трудности эти решаемы, если у детей развито умение абстрагироваться и переносить «смысловые содержания» на разные жизненные ситуации.

Темочки:

Это первая методическая трудность. Но есть и другая. Как мы знаем, ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста - наглядно – образный. Это означает: чтобы понять смысл пословицы или поговорки, ребенку необходим определенный иллюстрирующий видеоряд. .Традиционные беседы о смысле пословиц и поговорок не дадут ожидаемого результата, поскольку ведущий вид восприятия в этом возрасте-визуальный. Для усвоения смысла необходима образная информация, подкрепляющая информацию вербальную (речевую). Как мы поступили? Предложили воспитателям ДОУ (студентам заочной формы обучения) самостоятельно продумать видеоряд к различным пословицам и поговоркам. В чем убедилась? Самостоятельное выполнение такого задания для многих оказалось весьма проблемным. Что предложили? Весьма действенную методику: прочитав текст, показали несколько рисунков, содержание которых могло соответствовать – или не соответствовать – смыслу пословицы. Для примера разобрали пословицу «Всякая дорога вдвоем веселее». Ее прямой смысл говорит о движении. Это внешне, а внутренний смысл кроется в том, что вдвоем любое дело выполнять сподручнее, веселее. Именно в побуждении к обсуждению внутреннего смысла пословицы и сюжета рисунка и заключается роль взрослого. Чтобы не быть голословными, приведем примеры нескольких заданий (авторы разработок А. В. Белошистая, Т. Ю. Шляхтина).

Задание первое

Прочтите детям пословицу «Молодец против овец, а против молодца и сам овца» и обсудите ее смысл. Попросите объяснить суть, опираясь на рисунки.

Этапы работы

1. До чтения пословицы рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. На рисунке большой мальчик обижает малыша. Он отнял у него игрушку. Горе малыша, его слезы вызывают у большого мальчика смех. Хорошо ли он поступает? (Ответы). На другом рисунке взрослый (может быть, это папа малыша) строго разговаривает с обидчиком. Теперь он уже не такой веселый и храбрый: опустил голову и не решается возражать.

2. Предложите детям из представленных персонажей выбрать для себя роль: на месте кого им хотелось бы быть? Почему?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести содержание с рисунками: действительно ли рисунки иллюстрируют пословицу? Ведь речь идет об овцах, а на рисунке люди. Возможно, придется пояснить : овца очень ребенок и пугливое животное, себя защищать не умеет. Следовательно, пословица говорит вовсе не о том, кто храбр и силен, а о том, кто слабых обижает, а перед более сильными отступает.

Задание второе.

Прочтите детям пословицу «Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, как они связаны с пословицей.

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.

2. Предложите выбрать ситуацию, в которой они сочли бы свое участие разумным и целесообразным: копать яму? Принести саженец? Поливать? Помогать закапывать корни небольшой лопаткой? Придерживать саженец, пока дедушка закапывает корни?

3. Прочитайте пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунком.

4. Предложите детям самостоятельно придумать ситуации, в которых они могли бы оказать взрослым посильную и самостоятельную помощь: помыть тарелку? Подмести? Покормить домашних животных? Погулять с собакой? И т. п.

Задание третье

Прочтите детям поговорку «От маленькой искры большой пожар бывает» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. (Заметим: они отражают прямой смысл пословицы, но тем не менее в них содержится и более глубокий, скрытый смысл. Опыт работы показывает: старшим дошкольникам трудно его объяснить. Поэтому можно ограничиться «бытовой пользой» содержания пословицы с точки зрения безопасности жизнедеятельности.)

2. Предложите установить связь между рисунками: как вы думаете, живет ли мальчик в этом доме? Что могло послужить причиной пожара? Связан ли этот факт с игрой мальчика со спичками?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками.

Задание четвертое

Прочтите детям поговорку «Трус и тени совей боится» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите сюжет и смысл каждого.

2. Предложите, подумав, сказать: как они повели бы себя в подобных ситуациях? Случались ли такие ситуации, когда. испугавшись чего-то, потом понимали, что не самом деле было вовсе не страшно?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками: подумать, кому из героев более подходит определение: «Трус, который и тени своей боится».

Задание пятое

Прочтите детям поговорку «Если человека не знаешь, посмотри на его друга» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, кого можно выбрать в друзья. Почему?

Этапы работы

1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.

2. Предложите, подумав, сказать: в какой ситуации они могут себя представить?

3. Прочтите пословицу и предложить соотнести ее содержание с рисунками.

Подводя итог, отметим: предложенные задания не только активно развивают интеллектуальную функцию речи, но и формируют мышление, умение оценивать ситуацию критически, развивают внутренний план действий, понимание причинно-следственных связей. Кроме того, способствуют развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания.

Публикации по теме:

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с.

Презентация «Задания для дошкольников 5–6 лет для развития внимания» «Задания для дошкольников 5–6 лет на развитие внимания» Развитие внимания у ребенка 5—6 лет — важный этап его подготовки к школе. Маленьким.

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Содержание И родители, и педагоги знают, что математика.

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию.

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников» Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома.

Консультация для родителей «Игры и игровые задания для развития связной речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

Математические игры для развития логического мышления Математические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие логического мышления 1. Игры.

Полезные советы для педагогов и родителей. Упражнения для развития нестандартного мышления и межполушарного взаимодействия Упражнения для развития нестандартного мышления «Я – Золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет,.

Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи. Рекомендации для педагогов и родителей Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи Л. С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет.

Сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание психолого-педагогического сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания для развития образного мышления
Опубликовано: 11 января 2019 в 06:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задания для развития образного мышления» (включая файлы) размещена пользователем Мария Видякина (УИ 87856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД