Мария Видякина
Задания для развития образного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Задания для развития образного мышления. для детей старшего возраста.
Какие трудности испытывает педагог на занятиях по развитию речи? Наибольшие связаны с заданиями на образное мышление, в частности с работой над смыслом пословиц и поговорок. Почему мы приводим этот пример? Психологи считают, что умение правильно понимать и объяснять скрытый смыл пословиц и поговорок говорит о высоком уровне развития интеллекта ребёнка. Основная методическая сложность кроется в их иносказательном характере, в их скрытом смысле, который можно толковать по – разному. Во многих случаях их текст не соответствует иносказательному смыслу. Отсюда и сложность: не только пояснить детям смысл пословицы, сколько донести смысл иносказания, срытый смысл. Однако трудности эти решаемы, если у детей развито умение абстрагироваться и переносить «смысловые содержания» на разные жизненные ситуации.
Темочки:
Это первая методическая трудность. Но есть и другая. Как мы знаем, ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста - наглядно – образный. Это означает: чтобы понять смысл пословицы или поговорки, ребенку необходим определенный иллюстрирующий видеоряд. .Традиционные беседы о смысле пословиц и поговорок не дадут ожидаемого результата, поскольку ведущий вид восприятия в этом возрасте-визуальный. Для усвоения смысла необходима образная информация, подкрепляющая информацию вербальную (речевую). Как мы поступили? Предложили воспитателям ДОУ (студентам заочной формы обучения) самостоятельно продумать видеоряд к различным пословицам и поговоркам. В чем убедилась? Самостоятельное выполнение такого задания для многих оказалось весьма проблемным. Что предложили? Весьма действенную методику: прочитав текст, показали несколько рисунков, содержание которых могло соответствовать – или не соответствовать – смыслу пословицы. Для примера разобрали пословицу «Всякая дорога вдвоем веселее». Ее прямой смысл говорит о движении. Это внешне, а внутренний смысл кроется в том, что вдвоем любое дело выполнять сподручнее, веселее. Именно в побуждении к обсуждению внутреннего смысла пословицы и сюжета рисунка и заключается роль взрослого. Чтобы не быть голословными, приведем примеры нескольких заданий (авторы разработок А. В. Белошистая, Т. Ю. Шляхтина).
Задание первое
Прочтите детям пословицу «Молодец против овец, а против молодца и сам овца» и обсудите ее смысл. Попросите объяснить суть, опираясь на рисунки.
Этапы работы
1. До чтения пословицы рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. На рисунке большой мальчик обижает малыша. Он отнял у него игрушку. Горе малыша, его слезы вызывают у большого мальчика смех. Хорошо ли он поступает? (Ответы). На другом рисунке взрослый (может быть, это папа малыша) строго разговаривает с обидчиком. Теперь он уже не такой веселый и храбрый: опустил голову и не решается возражать.
2. Предложите детям из представленных персонажей выбрать для себя роль: на месте кого им хотелось бы быть? Почему?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести содержание с рисунками: действительно ли рисунки иллюстрируют пословицу? Ведь речь идет об овцах, а на рисунке люди. Возможно, придется пояснить : овца очень ребенок и пугливое животное, себя защищать не умеет. Следовательно, пословица говорит вовсе не о том, кто храбр и силен, а о том, кто слабых обижает, а перед более сильными отступает.
Задание второе.
Прочтите детям пословицу «Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, как они связаны с пословицей.
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.
2. Предложите выбрать ситуацию, в которой они сочли бы свое участие разумным и целесообразным: копать яму? Принести саженец? Поливать? Помогать закапывать корни небольшой лопаткой? Придерживать саженец, пока дедушка закапывает корни?
3. Прочитайте пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунком.
4. Предложите детям самостоятельно придумать ситуации, в которых они могли бы оказать взрослым посильную и самостоятельную помощь: помыть тарелку? Подмести? Покормить домашних животных? Погулять с собакой? И т. п.
Задание третье
Прочтите детям поговорку «От маленькой искры большой пожар бывает» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. (Заметим: они отражают прямой смысл пословицы, но тем не менее в них содержится и более глубокий, скрытый смысл. Опыт работы показывает: старшим дошкольникам трудно его объяснить. Поэтому можно ограничиться «бытовой пользой» содержания пословицы с точки зрения безопасности жизнедеятельности.)
2. Предложите установить связь между рисунками: как вы думаете, живет ли мальчик в этом доме? Что могло послужить причиной пожара? Связан ли этот факт с игрой мальчика со спичками?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками.
Задание четвертое
Прочтите детям поговорку «Трус и тени совей боится» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите сюжет и смысл каждого.
2. Предложите, подумав, сказать: как они повели бы себя в подобных ситуациях? Случались ли такие ситуации, когда. испугавшись чего-то, потом понимали, что не самом деле было вовсе не страшно?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками: подумать, кому из героев более подходит определение: «Трус, который и тени своей боится».
Задание пятое
Прочтите детям поговорку «Если человека не знаешь, посмотри на его друга» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, кого можно выбрать в друзья. Почему?
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.
2. Предложите, подумав, сказать: в какой ситуации они могут себя представить?
3. Прочтите пословицу и предложить соотнести ее содержание с рисунками.
Подводя итог, отметим: предложенные задания не только активно развивают интеллектуальную функцию речи, но и формируют мышление, умение оценивать ситуацию критически, развивают внутренний план действий, понимание причинно-следственных связей. Кроме того, способствуют развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания.